Некоторые равнее, или Либеральное понимание свободы слова

Андрей Сидорчик. © / АиФ

Свобода для «свободных»

Сразу после переворота на Украине мнение, отличное от мнения победителей, попросту исчезло со страниц украинской прессы, с украинских телеканалов и интернет-ресурсов. Те, кто не разделяет ценности «евромайдана», те, кому не нравятся марширующие по Киеву нацистские боевики, возможности высказывать своё мнение были лишены.

   
   

Украинская интеллигенция, дружно клеймящая сейчас «российскую агрессию», сделала вид, что ничего особенного не происходит.

Чрезвычайно знакомая ситуация. Ровно также российская интеллигенция, поддерживавшая в начале 1990-х президента Ельцина, не обращала внимания на затыкание рта оппозиционерам.

И в самом деле, какое право на собственное мнение могут иметь все эти «красно-коричневые»!

Но вопрос-то заключался в том, что либералы, возводившие свободу слова в ранг святыни, с лёгкостью согласились с её попранием. Ведь попирали-то не их, а чужую свободу.

То есть получается, что для либеральной интеллигенции ценностью является только собственное мнение. А мнение, отличное от того, которое принято в этой среде, не стоит ничего.

   
   

Два письма

Несколько дней тому назад деятели российского кино, входящие в так называемый «КиноСоюз», выступили с открытым письмом к свои украинским коллегам, в котором осудили политику российских властей в отношении Украины, выступили против антиукраинской пропаганды в СМИ и военного вторжения в Крым. «Мы на стороне правды и мы с вами!», — говорилось в послании, которое подписали режиссёры Андрей Прошкин, Борис Хлебников, Андрей Смирнов, кинокритик Виктор Матизен. Отдельно новый режим на Украине поддержал знаменитый режиссёр Андрей Сокуров.

Скажу честно, мнение этой части российской интеллигенции мне не близко. Мне странно наблюдать за тем, как люди искусства де-факто легитимизируют тех, кто громил центр Киева, тех, кто убивал и грабил людей под прикрытием «национальной революции». Мне странно слышать от либеральной интеллигенции слова поддержки в адрес прямых наследников тех, кто сгонял киевских евреев в Бабий Яр.

Но, в конце концов, это вопрос личной совести данных представителей либеральной интеллигенции.

Однако вслед за этим Министерство культуры РФ опубликовало письмо 85 российских деятелей культуры и искусства, которые поддержали позицию президента Путина по Крыму и Украине. Среди тех, кто подписал это письмо, оказались президент ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, актёры Алексей Баталов, Сергей Безруков, Михаил Боярский, Василий Лановой, певец Олег Газманов, пианист Денис Мацуев, дирижёры Юрий Башмет и Владимир Спиваков, кинорежиссёры Фёдор Бондарчук и Павел Лунгин, актёр и кинорежиссёр Станислав Говорухин, руководитель Театра эстрады Геннадий Хазанов, художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова Олег Табаков, директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгар Запашный и многие другие.

Эти представители российской интеллигенции оказались от происшедшего на Украине не в восторге, и сочли, что позиция властей РФ отвечает тому, что там произошло.

Особое мнение Леонида Ярмольника

Что тут началось! В блогосфере началась форменная истерика, Минкульт обвинили едва ли не в фальсификации письма, подписантам стали слать проклятия, обвинять их чуть ли не в потворстве массовым убийствам.

В результате кое-кто из подписантов, людей мягких и к политическим баталиям не готовых, принялся убеждать своих агрессивных коллег, что, мол, ничего не подписывал, и знать не знает, откуда взялись эти подписи.

А вот Леонид Ярмольник, являющийся активистом партии «Гражданская платформа», этого письма не подписывал. Однако в глазах либеральной интеллигенции согрешил ещё страшнее. В интервью телеканалу «Дождь» актёр, проведший юность во Львове, заметил: «Я бы предложил отдать западную Украину Австро-Венгрии, о чём они веками мечтают, потому что там живут особые люди, которые всё, что бы мы ни делали – я имею в виду Россию и Москву – мы никогда их задобрить не сможем и никогда не сможем объяснить им того равноправного отношения к ним, как к остальным, кто с нами живёт рядом. Это особые люди, особый характер, особая традиция передачи этого гена из поколения в поколение. Я не знаю, откуда она взялась, но я точно помню, что когда я учился 10 лет, я уже был взрослым, я не понимал этой ненависти и неприязни, я не понимал её природу».

А дальше Ярмольник «грешит» ещё страшнее: «… я думаю, что восточная Украина готова и хочет быть с Россией, Крым – я был бы счастлив, я бы исправил ошибку Хрущёва, потому что это была какая-то барская, дурацкая игра, когда Крым был отдан Украине. Это всё-таки исконно русские земли. И им будет лучше, и нам поспокойнее».

Мнение Ярмольника — это мнение человека, который, в отличие от многих из тех, кто сегодня в России приветствует «украинскую революцию», имел возможность почувствовать украинский национализм на собственной шкуре. Причём ещё в те годы, когда советская власть ещё способна была держать его под относительным контролем.

Назло Путину

И вот ведь незадача, мнение оппозиционера Ярмольника по Украине совпало с мнением президента Путина. Как совпало с мнением президента и мнение деятелей культуры, подписавших письмо в поддержку политики российских властей.

Казалось бы, и что тут такого? Это ведь и есть свобода слова, когда в обществе представлены различные точки зрения? Разве это не есть тот идеал, который провозглашают либералы?

Отнюдь. С точки зрения тех, кто сейчас принялся поливать грязью и Ярмольника, и подписантов письма в поддержку позиции российской власти по Украине, солидаризироваться с Путиным нельзя ни в коем случае.

Если Путин не любит нацистов, то настоящий российский либерал должен возлюбить их всеми фибрами души. Если российский интеллигент говорит, что он, как и Путин, против нацистов, такой интеллигент должен быть предан анафеме и подвергнут травле.

А когда такого рода либеральная интеллигенция добирается до рычагов государственного управления, она начинает подавлять политических оппонентов с таким рвением, которому позавидовали бы Николай Ежов и Генрих Гимллер. Наглядным примером подобного как раз и является сегодняшняя Украина.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции