Протесты в Киеве вспыхнули на этих выходных с новой силой, были даже попытки штурма госучреждений. О том, чем вызваны последние события в центре украинской столицы, рассказал АиФ.ru вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Говорят, что «оранжевая революция» провалилась, не удалась. Но важным следствием этой революции стало то, что появилось поколение, которое не избивали на улицах за политическое самовыражение. Молодежь восприняла это избиение как что-то совершенно иррациональное, жуткое, кровавое.
Лет 12 назад действия полиции воспринимались бы как что-то само собой разумеющееся. Так, например, избивали участников акции «Украина без Кучмы» в начале 2000-х годов. Граждане понимали, что это нехорошо, но принимали это как некую реальность, которую не изменить.
На прошлой неделе в Киеве все уже шло к затуханию. Люди, конечно, были недовольны тем, что соглашение не подписано, но думали, что можно еще подождать, надеялись, что Янукович еще образумится или соглашение подпишет следующий президент. У граждан не было сверхсильной эмоции, которая заставила бы их снова выходить на улицы, стоять на Майдане по ночам.
Эту эмоцию им подарила власть. Она просто решила, что пора все заканчивать, переходить к новогодним праздникам, расчищать центр столицы. Но здесь руководство не рассчитало: полиция действовала так, как можно было действовать в 2000-2001 годы, но не сейчас. Это спровоцировало мощный эмоциональный взрыв: народ пошел на улицы. То, что произошло вчера, это протест граждан против того, что их бьют. Люди не хотят такой власти.
У многих украинцев есть идеализированное представление о Западе как оплоте цивилизации, где уважают права человека, где не бьют оппозицию. И вдруг получилось, что не только на какое-то время перекрыли дорогу туда, но еще и бьют, так демонстративно, так неожиданно. В сознании украинцев это все соединилось, избиение придало недостающую эмоцию.
Очевидно, что во власти есть группа, которая выступает за то, чтобы оппозицию «отдавить». Но в окружении Януковича она, как видно, не составляет большинства. Там идет внутренняя борьба вокруг того, идти на уступки оппозиции или нет. Это видно по слухам об отставке главы администрации президента, которая пока так и не произошла.
При этом большинство элит – и оппозиционных, и властных – хотели бы о чем-нибудь договориться. Это тоже хорошо видно, в частности по тому, как оппозиция всеми силами удерживает своих сторонников от радикализма. Все столкновения с правоохранительными органами однозначно инкриминируются «агентам власти», «провокаторам». Лидеры оппозиции, в том числе Кличко, не претендуют сегодня на то, чтобы быть лидерами Майдана, этот период закончился. Люди однажды уже обманулись, они стали осторожнее, критичнее. Значительная часть участников протестных акций в Киеве очень скептически относятся к партийной символике.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Уроки протеста. Что мешало Болотной площади превратиться в Майдан →
- Власть или оппозиция: кто победит в конфликте на Украине? →
- Кому выгоден разгон Евромайдана? Три версии →