23 мая режиссер Кирилл Серебренников был допрошен в Следственном комитете по уголовному делу по статье «Мошенничество в особо крупном размере». В его квартире и в театре «Гоголь-Центр», худруком которого он является, прошли обыски. По заявлению СКР, расследование касается хищения в 2014 году бюджетных средств, выделенных автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» — труппе, которая была создана Серебренниковым на основе его курса в Школе-студии МХАТ.
Досье
Кирилл Серебренников родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Его мать работала преподавателем русского языка и литературы в школе, а отец был хирургом. Дед Александр Иванович Литвин работал режиссером-документалистом и был одним из основателей киностудии «Молдова-фильм». Серебренников не раз отмечал, что он — потомственный кинематографист. «Мой дедушка был простым украинским пастухом. Он закончил выпуск ВГИКа у Довженко и Эйзенштейна, потому что советская власть отправила его в режиссеры. Эйзенштейна дед ненавидел, называл его «контрой», а Довженко любил за «народность», — говорил Серебренников.
Образование
В 1987 году с золотой медалью окончил школу с физико-математическим уклоном.
В 1992 году с красным дипломом окончил физический факультет Ростовского государственного университета.
Первые театральные работы
Первую постановку пьесы про Фридриха Энгельса Серебренников поставил в школе. Главным действующим лицом в спектакле была лионская ткачиха без рук. Сам Кирилл исполнил в спектакле роль немецкого политика.
В студенческие годы занимался режиссурой. Вместе с группой единомышленников посещал любительскую студию «69», где ставил спектакли. За семь лет поставил десять спектаклей в театрах Ростова-на-Дону. Постановки неоднократно признавались лучшими спектаклями сезонов и получали призы на Всероссийских фестивалях.
Работа в театре
На профессиональную сцену Серебренников пришел в начале 90-х годов. В театре «Ангажемент» он поставил спектакли «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе», «Федра» и «Любоффь!».
С 1995 года режиссер начинает сотрудничать с Ростовским ТЮЗом.
В 1998 году режиссер переехал в Москву. Его первой постановкой в столице стал спектакль «Пластилин» на сцене Центра драматургии Рощина и Казанцева. Своих зрителей он быстро покорил театральными экспериментами, в которых звучали запретные темы и ненормативная лексика.
С 2002 по 2013 год сотрудничал с МХТ им. Чехова, репертуар театра пополнили его постановки «Мещане», «Изображая жертву», «Лес», «Господа Головлевы», «Человек-подушка», «Киже», «Трехгрошевая опера», «Зойкина квартира».
На счету режиссера несколько оперных постановок. Он поставил оперу «Фальстаф» в Мариинском театре, «Золотого петушка» в Большом театре, и оперу «American Lulu» в берлинской «Komische Oper».
В 2008 году Серебренников набрал в Школе-студии МХАТ экспериментальный актерско-режиссерский курс, на основе которого в 2012 году была создана театральная труппа «Седьмая студия». С молодыми актерами режиссер поставил спектакли «Герой нашего времени», «Отморозки», «Охота на Снарка», «Метаморфозы», «Сон в летнюю ночь».
С августа 2012 года Серебренников — художественный руководитель «Гоголь-центра», на сцене которого он поставил такие спектакли, как «Идиоты», «Пробуждение весны», «Мертвые души», «(М)ученик», «Обыкновенная история», «Кому на Руси жить хорошо», «Машина Мюллер» и «Кафка».
Работа в кино
В 1998 году снял свою дебютную полнометражную картину «Раздетые».
В начале 2000-х годов снял сериалы «Ростов-папа» и «Дневник убийцы», «Постельные сцены» и «Палата № 6». Настоящий успех в кино пришел к нему после картины «Изображая жертву». Фильм был отмечен множеством престижных кинематографических наград, в числе которых главный приз Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» (2006).
В 2008 году снял картину «Юрьев день». Следующей работой режиссера стала новелла «Поцелуй креветки» в киноальманахе «Короткое замыкание».
В 2012 году режиссер снял картину «Измена».
В 2013 году намеревался снять фильм «Чайковский». Министерство культуры РФ выделило на поддержку этого проекта 30 миллионов рублей из необходимых 240 миллионов, однако Фонд кино отказал в дальнейшем финансировании съёмок картины и Серебренников сообщил о своём намерении искать средства на проект за рубежом.
В мае 2016 года на Каннском кинофестивале состоялась мировая премьера картины Кирилла Серебренникова «Ученик». Картина была представлена в программе «Особый взгляд» и получила специальный приз имени Франсуа Шале.
Взгляды и общественная позиция
Серебренников — последователь буддизма и вегетарианец.
Принимал участие в протестных акциях «Стратегия-31» и «За честные выборы!».
После российско-грузинского конфликта 2008 года выразил готовность пройтись по Москве с плакатом «Я — грузин», подчеркнув нежелание «ссориться с народом, с которым связаны пожизненно культурными кодами, симпатиями, кинематографом, театром, всем-всем».
Был против ужесточения законодательства о митингах, запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот, ограничения прав ЛГБТ.
Выступил в поддержку режиссёра Тимофея Кулябина, обвинявшегося в оскорблении чувств верующих постановкой оперы «Тангейзер».
В интервью 2014 года назвал Россию «страной неотменённого рабства», где люди не ценят свободу, а между народом и бесконтрольной властью — огромная пропасть.
В 2015 году отметил, что Россия «живёт в телевизионной реальности и этой реальности слепо верит».
Цитаты
«Мой идеал — это жизнь. Счастливая жизнь. Человеку должно быть хорошо, для этого надо работать. Никому не должно быть больно, никаких страданий, все должны быть влюблены и рады, хорошо обуты, одеты и вкусно накормлены. Война мне противна не только как дело противоестественное, противное жизни, но и тем, что все люди, которые в ней участвуют, несчастны. Все. Поэтому да, мой идеал — счастье. Искусство. Красота».
«Самое страшное — это если у тебя получится плохой фильм или спектакль, похожий на хороший. Страшно даже не то, что ты этого не поймешь. Страшно, что другим этого не видно».
«Все грустные мысли, которые есть по поводу мира и человека в нем, связаны с тем, что я людей как раз люблю, и мне хочется видеть их в другом качестве. А то качество, которое мы имеем сегодня, меня катастрофически не устраивает. Я очень хочу другого человека. Мне кажется, что это и есть главная задача искусства — помочь человеку измениться. Это трудно, но если стараться, то это возможно. Очень быстро его изменить в плохую сторону. И очень долго — в хорошую».
«Силами этих энтузиастов страна пытается стянуть распавшиеся связи. А это сделать невозможно: ты видишь какие-то черепки, прялки, предметы крестьянского быта, а потом выходишь на улицу, и перед тобой унылая, нищая реальность, не имеющая с той, что в музее, ну просто ничего общего».
«Культура — это привычка. Что до сих пор сохраняет Россию театральной державой при полном кризисе театра? Сила привычки. Привыкли, что театр — важная вещь: пусть мы даже в него не ходим, но он должен быть».
Награды
1999 — удостоен Национальной премии в области телевидения в номинации «режиссура» — «ТЭФИ»
2005 — награждён призом международного фестиваля в Карловых Варах.
2005- Лауреат Международной премии Станиславского
2006 — фильм «Изображая жертву» получил:
Главный приз Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр-2006»,
Главный приз первого Римского международного кинофестиваля «Festa del Cinema».
2008 — фильм «Юрьев день» был отмечен на кинофестивале «Кинотавр-2008» в номинации «Лучшая женская роль» 2012 — спектакль «Отморозки» получил российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «лучший спектакль малой формы».
2012 — фильм «Измена» номинирован на «Золотого льва» — главный приз Венецианского кинофестиваля.
2014 — спектакль «Мёртвые души» — приз за режиссуру «Хрустальная Турандот»
2015 — спектакль «Мёртвые души» — участник международного фестиваля Wiener Festwochen
2015 — спектакль «Идиоты» по фильму Ларса фон Триера — участник 69-го Авиньонского фестиваля
2016 — независимая премия Франсуа Шале на 69-м Каннском кинофестивале (фильм «Ученик»)
2016 — приз за лучшую режиссуру на 27-м кинофестивале «Кинотавр» (фильм «Ученик»).