— В систему, помимо антидопинговой лаборатории (в России она одна, как и в большинстве стран мира), входит национальное антидопинговое агентство (РУСАДА), которое, собственно, и разрабатывает правила и планы проверки российских спортсменов (правила должны соответствовать Всемирному антидопинговому кодексу). Кроме того, агентство обновляет базу данных передвижения и местонахождения элитных спортсменов, которые должны быть всегда готовы к проверке на допинг. Еще нужно поддерживать систему «терапевтических исключений» — разрешений спортсменам на прием обычно строго запрещенных допингов по случаю каких-либо проблем со здоровьем. А еще образовательные программы для спортсменов и медиков, а еще социологические исследования, изучение допинг-трафика, прогнозы насчет новых допинговых угроз, например, измененных генов. В общем, много дел и большое сложное хозяйство.
Проверки ведутся не только на соревнованиях, но и между ними, так как есть много препаратов, которые сильно влияют на спортивные результаты, но при этом довольно быстро выводятся из организма. И на момент соревнований в организме спортсмена нет ничего, хотя он «накачался» заранее. Именно для вылова таких допингов существует постоянно действующая система так называемого внесоревновательного контроля.
Люди, которые собирают допинг-пробы у спортсменов, называются допинг-офицерами. Работают они по национальному плану допинг-контроля, который складывается из собственных планов РУСАДА, а также заявок наших спортивных федераций, заявок международных спортивных федераций, из обслуживания каких-то значимых спортивных соревнований, которые нуждаются в контроле, просьб Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и т.д.
Сейчас наша антидопинговая лаборатория временно закрыта, в ближайшее время она переедет на территорию МГУ имени Ломоносова. Думаю, это решение правильное, так как для анализа допинг-проб, надежного вылова всех этих миллиардных долей миллиграмма, нужна тонкая работа в области химии и биохимии, требуется супероборудование, суперметодики и специалисты-виртуозы. В сочетании с уже имеющейся базой работа будет проводиться эффективнее.
Пожалуй, самое главное преобразование, которое ждет антидопинговую систему РФ, станет её независимость. К слову, сейчас все ругают Российское антидопинговое агентство (РУСАДА), а зря, в целом они работали неплохо. Были хорошие программы, был взят большой объем допинг-проб, а то, что случаются проколы и неудачи, от них никто не застрахован. Самым слабым звеном во всей этой истории оказалась лаборатория. Есть такое правило: лаборатория не знает имён спортсменов, только номера проб, приехавших на анализ. По правилам ФИО спортсменов и результаты допинг-контроля должны были сводиться в РУСАДА, а получилось так, что имена спортсменов оказались в распоряжении директора лаборатории, который просто устроил из этого свой маленький бизнес. Совершенно несправедливо зарубежные СМИ назвали это «государственной антидопинговой программой», хотя на самом деле это было чистой воды жульничество нескольких нечистых на руку функционеров. Отмечу, то, что нам сейчас инкриминируют наши западные партнеры, в равной степени относится и к ситуации в их национальных антидопинговых службах.
* АДАМС — это online программа для сбора и хранения данных. У каждого спортсмена имеется свой профиль, в котором содержится информация о его местонахождении, пройденных допинг-тестах и их результатах, разрешениях на терапевтическое использование препаратов. Пользователями АДАМС являются спортсмены, представители национальных антидопинговых организаций, международных спортивных организаций, национальных спортивных организаций, ВАДА и специалисты лабораторий, аккредитованных ВАДА. Данные в АДАМС хранятся на двух серверах с использованием защиты, аналогичной той, что используется в банковской системе.
Смотрите также:
- Зачем создавать Сурдлимпийские игры для слабослышащих? →
- ...Что обсуждали на спортивном семинаре? →
- Что такое ВАДА (WADA)? →