Хореограф и создатель танца линди-хоп Фрэнки Мэннинг. Справка

Категория:  Персоналии

26 мая 1914 года родился американский хореограф Фрэнки Мэннинг, считающийся одним из создателей и символом стиля линди-хоп*. В честь этого Google создал дудл, в котором молодой человек и девушка из США 1920–1930-х исполняют этот танец.

   
   
Фрэнки Мэннинг. Фото: wikipedia.org

Линди-хоп — это афроамериканский танец, который относится к классу свинговых танцев. Он вобрал в себя черты чарльстона, степа (тэпа), джаза и других танцев, существовавших одновременно с ним. Линди-хоп является своего рода визуализацией джаза и даёт практически безграничные возможности отражать всю «своенравность» музыки.

Что известно о Фрэнки Мэннинге?

Фрэнк Мэннинг родился в Джексонвилле, штат Флорида, США. Три года спустя его мать, профессиональная танцовщица, решила переселиться в Нью-Йорк, где было легче получить работу.

Сам Фрэнки больших надежд в отношении танцев не подавал. Однажды на вечеринке мать, потанцевав с ним, сказала: «Да, танцором тебе не быть». Поэтому Фрэнки определили в ученики к соседу, изготовлявшему женские меховые манто. Как вспоминает сам Фрэнки, ему это занятие очень нравилось, и он долгое время мечтал о времени, когда ему будет позволено сделать первую шубу целиком.

В 1927 году все окрестные афроамериканские ребятишки в Джексонвилле посещали по воскресеньям баптистскую церковь на 129-й улице. Чтобы попасть туда, Фрэнки нужно было пройти мимо танцзала «Alhambra Ballroom», находившегося на 126-й улице, в котором с 3 до 5 часов дня по воскресеньям проводились танцевальные вечеринки для подростков. Однажды Фрэнки не прошёл, как обычно, мимо, а зашёл туда.

Немного поднабравшись опыта, Фрэнки забросил «Alhambra Ballroom» ради намного более популярного танцзала «Renaissance Ballroom». Как говорил Мэннинг: «Ходить в «Alhambra» — это как начальная школа. Ходить в «Renaissance» — словно быть в старших классах. Но пойти в «Savoy Ballroom» — это было всё равно, что поступить в колледж». Сначала Фрэнки стремился попасть в «Savoy», но после проигрыша в танцевальном конкурсе в «Lafayette Theatre» решил, что для «Savoy Ballroom» он ещё недостаточно хорош.

Тем не менее в 1931 году Фрэнки, Билли и Вилламэй Рикер и Фрида Уошингтон всё-таки набрались смелости и отправились в «Savoy».

   
   

Уже к 1934 году Фрэнки стал одним из лучших танцоров «Whitey’s Lindy Hoppers». Когда увлечение линди-хопом достигло Голливуда, именно Мэннинг был приглашён сняться в «Radio City Rebels» (1937) и «Manhattan Merry Go Round» (1937), первых фильмах, в которых показан «савойский» стиль линди-хопа. Благодаря этим фильмам «Whitey’s Lindy Hoppers» получили приглашение на съёмки новой комедии братьев Маркс «The Day at the Races» (1937).

Фильм был невероятно успешен (хотя для проката на юге страны сцены с «Whitey’s Lindy Hoppers» были вырезаны), и последовала целая серия других картин, самые заметные из них — «Jittering Jitterbugs» (1938), «Hellzapoppin» (1941), «Hot Chocolates» (1941), «Killer Diller» (1948) и «The Spirit Moves» (1950). В то же время Фрэнки вместе с «Whitey’s Lindy Hoppers» давал многочисленные представления по всему миру.

После вступления Америки во Вторую мировую войну Мэннинг покинул «Whitey’s Lindy Hoppers» и записался добровольцем в армию.

Демобилизовавшись в 1947 году, Фрэнки собрал свою собственную танцевальную труппу — «The Congaroo Dancers», в которую входили Вилламэй Рикер, Энн Джонсон и Рассел Уильямс. Некоторое время они были весьма успешны, но в начале пятидесятых интерес публики к линди-хопу угас, и в 1954 году Фрэнки распустил труппу, женился и начал работать в почтовом отделении.

В 1985 году Эрин Стивенс начала разыскивать танцоров из состава «Whitey’s Lindy Hoppers». Найдя в нью-йоркском телефонном справочнике некоего Фрэнка Мэннинга, Эрин позвонила ему. Как говорит она сама, первый заданный ею вопрос был: «Вы тот самый Фрэнк Мэннинг, танцор?» Мэннинг ответил: «Да, но я уже давно не танцую». Тем не менее Эрин удалось уговорить Фрэнки встретиться и дать ей и её партнёру несколько уроков. После этого Мэннинг покинул уже ставшее родным почтовое отделение и вновь начал танцевать.

В 1989 году Фрэнки Мэннинг получил бродвейскую награду Tony Award за хореографию для мюзикла «Black and Blue». Он продолжил работать в качестве хореографа на Бродвее, в частности, в постановке 1997 года «Play On». Голливуд также не остался без внимания — в 1992 году Фрэнки стал хореографом фильма Спайка Ли «Malcolm X». Помимо этого, им была сделана хореография для множества танцевальных трупп по всему миру.

Мэннинг стал символом линди-хопа во всём мире, но как говорил он сам: «Меня не интересует слава, я просто хочу, чтобы другие знали, насколько радостен этот танец».


*Линди-хоп, аналогично чарльстону, являющемуся его прародителем, базовый шаг линди состоит из восьми счетов, и танцуется он как соло, так и в паре. В открытой позиции партнёры держат друг друга за одну руку, в закрытой позиции положение рук напоминает положение рук в вальсе. В линди-хопе есть два вида бэйсика (базового шага): восьмибитный (на 8 долей музыки) и шестибитный (на 6 долей музыки). Все фигуры танца строятся на их основе. Музыка чаще всего делится по 32 бита (4 восьмёрки). В настоящее время линди-школы существуют во многих странах мира, в том числе и в России. Также проходят различные соревнования, фестивали и танцевальные лагеря, где именитые преподаватели всего мира передают свои знания младшим поколениям линди-хоперов.