Рождественский пост: история и особенности
Пост предваряет Рождество Христово и длится сорок дней – с 28 ноября (15 ноября по ст.ст.) по 6 января (24 декабря по ст.ст.). Поэтому, как и Великий пост, именуется Четыредесятницей. Рождественский пост также называют Филипповым: дело в том, что 27 ноября, когда идет заговение (т.е. в последний день перед постом, когда можно употреблять продукты животного происхождения), отмечается день памяти св. апостола Филиппа.
Даты начала и окончания Рождественского поста неизменны (есть еще один несдвигаемый по времени пост — Успенский, который длится с 14 по 27 августа и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы 28 августа).
Об истории Рождественского поста
Традиция соблюдать пост перед Рождеством установлена в древние времена христианства, сведения о ней есть в трудах блаженного Августина (IV век), святого Льва Великого (V век). Продолжительность поста в разное время и в разных местностях могла быть разной: его соблюдали неделю или более.
В 1166 г. при константинопольском патриархе Луке в царствование византийского императора Мануила собор установил держать пост перед Рождеством Христовым сорок дней. Это установление соблюдается и сегодня.
Зачем нужен Рождественский пост?
Во время поста нужно задуматься о своей жизни. Постящийся стремится прийти к Рождеству Христову, переменив жизнь к лучшему и постом, молитвой и покаянием очистив ее от грехов.
«Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим… Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу… а молитва постящегося … произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов).
Какие ограничения принимают постящиеся?
Пост — это особый духовный настрой, он не сводится к примитивным ограничения в питании или особой диете. Священники напоминают, что цель — пост духовный, а пост телесный — средство достижения этой цели. Постящиеся не только ограничивают себя в пище и развлечениях, но и больше времени уделяют молитве, стараются воздержаться от страстей, борются со своими недостатками и пороками, пытаются простить обиды, снисходить к слабостям ближних и помогать им.
Пост соизмеряют со своими силами, душевными и телесными. Постящиеся воздерживаются от мяса, яиц и молочных продуктов (сливочное масло, сыр, молоко), а по понедельникам, средам и пятницам — от рыбы, вина и растительного масла.
Рождественский пост менее строгий, чем Великий пост или Успенский. По вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям можно принимать пищу с растительным маслом. Блюда из рыбы разрешены по субботам и воскресеньям, а еще – по великим и храмовым праздникам, в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг. Например, Введение во храм Пресвятой Богородицы — великий двунадесятый праздник, который отмечают 4 декабря (21 ноября по ст.ст.). В этом году он приходится на вторник, значит, в этот день разрешена рыба. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разрешено вино и растительное масло.
При этом предусмотрены послабления для больных, беременных женщин и детей, людей, занятым тяжелым физическим трудом и путешествующих. Неукоснительно держат пост монахи, а миряне должны соблюдать его с рассуждением, учитывая свое здоровье, образ жизни и работу, и посоветовавшись с духовником.
Статья по теме | |
---|---|
Пост перед Рождеством: как избежать ошибок |
Праздновать ли Новый год?
Верующим не запрещено в пост собираться за праздничным столом. Священники советуют лишь не подменять им Рождество. Хотя Новый год — не церковный праздник, во многих храмах в новогоднюю ночь служат молебен, после которого прихожане собираются за постной трапезой.
Наиболее строгое время поста — со 2 по 6 января, в эти дни даже в субботу и воскресенье рыбу не едят. Последний день Рождественского поста называется Сочельником (6 января или 24 декабря по ст.ст.). В этот день стараются воздержаться от пищи до первой вечерней звезды — в память о Вифлеемской звезде, которая указала путь волхвам к месту рождения Христа. И лишь вечером, собравшись за нарядным столом, угощаются «сочивом» — размоченными зернами пшеницы с медом и пряностями. Это блюдо и дало название Сочельнику. Вечером верующие идут в церковь, где встречают Рождество Христово — великий двунадесятый праздник.
Наутро наступят «святки» — время веселья. Всех ждет праздничный стол, на котором будет всё, что принято в такой день. Пост в праздничные дни запрещён.