Кому принадлежит фраза «кто не работает, тот не ест»?

Категория:  История
Ответ редакции

Многие считают, что автором фразы «кто не работает, тот не ест», изобличающей тунеядство и лень, является вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. В своей статье «О голоде» (1918) он пишет:

   
   

«Кто не работает, тот да не ест — это понятно всякому трудящемуся. С этим согласны все рабочие, все беднейшие и даже средние крестьяне, все, кто видал в жизни нужду, все, кто жил когда-либо своим заработком. Девять десятых населения России согласны с этой истиной. В этой простой, простейшей и очевиднейшей истине — основа социализма, неискоренимый источник его силы, неистребимый залог его окончательной победы».

Присутствует эта фраза и в 12 статье Конституции СССР 1936 года («Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест».), и в знаменитом «Моральном кодексе строителя коммунизма», принятом в 1961 году на XXII съезде КПСС («Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест»).

Однако впервые эта фраза встречается ещё в Новом Завете. Во втором послании апостола Павла к Фессалоникийцам, датированном приблизительно 51-52 гг. н. э., сказано: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (гл. 3 стих 10). Очевидно, что Ленин просто позаимствовал это выражение из Библии, с которой был хорошо знаком. Учась и в гимназии, и в университете, он изучал Священное Писание.

Похожее по смыслу выражение есть и в восточной философии. В сборнике «101 История Дзэн» (1939), содержащем истории, которые излагают знания и опыт китайских и японских учителей Дзэн, авторство которого приписывается японскому дзэнскому учителю Мудзю (1227–1312), имеется притча № 83 «Кто не работает — не ест»: «Хайкудзё, китайский мастер Дзэн, обычно трудился вместе с учениками даже в возрасте 80 лет: подстригал кусты в саду, расчищал дорожки и подрезал деревья. Ученики чувствовали себя виноватыми, видя, как старый учитель работает столь усердно, но знали, что он не послушает их советов не работать. Поэтому они решили спрятать его инструменты. В этот день учитель не ел. На следующий день он тоже не ел, и на следующий тоже. Наверное, он сердится, что мы спрятали его инструменты, — подумали ученики. — Лучше вернём их. Когда они сделали это, учитель работал весь день и ел так же, как и раньше. Вечером он сказал им: Кто не работает, тот не ест».

Смотрите также: