Как «сказко­профилактика» прививает детям безопасное поведение?

Категория:  Психология Вопрос-ответ из газеты: АиФ Здоровье № 34 22/08/2017

Недавно услышала, что существует некая «сказко­профилактика» безопасного поведения детей. Не могли бы вы пояснить, что это такое?

   
   

Вероника Петровна, Санкт-Петербург

Ответ эксперта

Отвечает педагог, арт-терапевт, член правления Российского детского фонда Татьяна Шишова:

– Кто-то, может, удивится, услышав, что сказки – очень эффективное средство обучения безопасному поведению. Но на самом деле ничего удивительного тут нет. В сказках заключена народная мудрость. Они в интересной, иносказательной, но вполне доступной форме передают детям глубокий жизненный опыт и моральные принципы, учат разбираться в людях и предостерегают от опасностей, которые могут повстречаться человеку на пути. Образная, символическая форма, в которую облечены азбучные правила поведения, обращена не только (и не столько!) к сознанию, сколько к подсознанию ребёнка, поэтому находит в нём живой отклик.

Логическое мышление у малыша ещё не развито, и «по-взрослому» ему практически ничего нельзя объяснить. Гораздо больше до него можно донести на уровне так называемого коллективного бессознательного. Информация, поданная таким образом, усваивается детьми особенно прочно.

Обратите внимание, как часто сказки для самых маленьких – «Колобок», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Кот, лиса и петух» – учат детей не уходить далеко, не доверять чужим, громко звать на помощь или спасаться бегством, поскольку противостоять врагу у маленького человека пока ещё нет сил. Чётко и ясно показано, что бывает с теми, кто не соблюдает этих правил. Волк съедает Красную Шапочку и шестерых козлят (кроме сумевшего спрятаться в надёжном месте), Лиса съедает Колобка. Правда, в подавляющем большинстве сказок добро торжествует, и малыши, спасённые взрослыми, оказываются в конце концов живы и здоровы. Но предостережение всё равно сделано серьёзное. 

Конечно, рассчитывать только на «сказкопрофилактику» нельзя. Сколько ни внушай малышу, что злому Волку и хитрой Лисе доверять не стоит, он вряд ли распознает таковых в любезном незнакомце, предлагающем конфетку. Но пользоваться воспитательным потенциалом сказок вместе с родительским контролем в надежде на то, что рано или поздно урок будет усвоен, безусловно, имеет смысл.

Сказки можно и читать, и разыгрывать в лицах с помощью кукол… Важно лишь не переусердствовать, чтобы ребёнок не зациклился на теме опасности.

Смотрите также: