Почему компьютер и телевизор опасны для детей?

Категория:  Дети Вопрос-ответ из газеты: АиФ Здоровье №13 26/03/2015
Ответ эксперта

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского детского фонда Татьяна Шишова:    
   

— Во время просмотра телевизора у человека происходит изменение активности токов головного мозга и наступает так называемое «альфа-состояние», близкое к трансу. Еще в 1979 году об этом написали австралийские исследователи Фред и Мэррилин Эмери. Подолгу просиживая перед экраном, ребенок привыкает к трансовым состояниям, они становятся ему необходимы. А транс и напряжение, необходимое для преодоления трудностей, вещи несовместные.

Страдает и интеллект. «Наши исследования четко показали, что дети, часто смотрящие телевизор, хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение... им свойственна повышенная тревожность, — пишут исследователи из Йельского университета Дороти и Джером Сингер. — Все это приводит к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни». Чрезмерное увлечение экраном мешает человеку концентрироваться, снижает самоконтроль и повышает раздражительность.

Интересное исследование провел около 30 лет назад в Университете Британской Колумбии психолог Теннис М. Макбет Уильямс. Он наблюдал за членами одной горной общины, в которой сначала не было телевидения, а потом появилось кабельное. Постепенно и у детей и у взрослых стал пропадать творческий подход к решению различных житейских проблем и ослабевала целеустремленность.

Несколько лет назад группа специалистов, работавших в рамках программы «Врачи мира — детям», обследовали большое число юных жителей Санкт-Петербурга. Выводы неутешительны: практически у всех, кто смотрит телевизор по несколько часов в день, интеллектуальное развитие на несколько лет отстает от физического. Такие дети и подростки тяжело переносят повышенные нагрузки. У них наступает частичное отключение сознания. Кстати, подобная реакция наблюдается и при прослушивании громкой ритмичной музыки (а сейчас уже не только старшеклассники, но и в «началке» есть любители рока).

Дети, привыкшие к быстрому мельканию кадров, плохо понимают обращенную к ним речь. Им трудно слушать учителя. У многих наблюдается отставание речевого развития. Английское общество помощи детям с дефектами речи еще в 1996 г. сообщило, что уже каждый третий ребенок в Англии «заметно отстает в речевом развитии». В школах даже стали вводить специальные программы, обучая семилетних детей здороваться и спрашивать дорогу. У нас до этого пока не дошло, но задержка речи диагностируется все чаще.

Очень легко на компьютер и телевизор подсаживаются дети возбудимые, гиперактивные, своевольные, дети с завышенными притязаниями, не соответствующими уровню их возможностей. Короче, как раз такие, каким в силу их особенностей трудно преодолевать препятствия. Идя у них на поводу, родители фактически загоняют собственных чад в замкнутый круг неудач, из которого сами дети обычно вырваться не в состоянии.

   
   

Смотрите также: