Бывают ситуации, когда предъявленный счёт за услуги становится для покупателя неприятным сюрпризом.
Например, вы попросили продавца наклеить защитную плёнку на только что приобретённый в этом же магазине телефон или вам необходимо обрезать сим-карту. Казалось бы, эти услуги должны быть включены в стоимость товара, а то и вовсе предоставляться бесплатно. Но неожиданно вам озвучивают стоимость проделанной работы.
АиФ.ru рассказывает, за какие именно услуги с вас могут потребовать деньги, и объясняет, обязаны ли вы платить в подобной ситуации.
Какие услуги могут оказаться платными?
- обрезка сим-карты;
- наклейка защитной плёнки на телефон или планшет;
- настройка ноутбука или компьютера;
- установка программного обеспечения на устройства;
- чай, кофе и вода в салонах красоты и офисах;
- медицинские услуги при обслуживании по страховке;
- дополнительные услуги в отелях, не включённые в путёвку;
- консультации специалистов;
- заказ музыки в ресторанах и кафе.
Обязан ли продавец предупреждать о стоимости услуги?
Любая покупка является сделкой — своего рода договором, заключённым между покупателем и продавцом в устном или письменном виде. Правила заключения и исполнения этого договора регулируются гражданским законодательством, в частности законом «О защите прав потребителей». В соответствии с десятым пунктом закона, продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. В том числе, назвать цену в рублях.
Можно ли не платить за услугу, если вас не предупредили о её стоимости?
У потребителя есть право запросить информацию об условиях предоставления услуги и её стоимости. Если он этого не сделал, то ситуация неоднозначна. «Здесь вступают в конфликт действия разных законов. С одной стороны, каждая услуга должна быть оплачена в обязательном порядке. С другой стороны, о стоимости клиент должен быть предупреждён. Но в то же время он может поинтересоваться, платная услуга или нет», — рассказал в интервью АиФ.ru судебный юрист Общества защиты прав потребителей Денис Ульянов.
Если возникла спорная ситуация, потребитель вправе не оплачивать услугу. В этом случае покупатель является должником, а организация — кредитором. Потребитель задерживается до приезда сотрудников полиции, которые составляют протокол. Впоследствии продавец может добиться оплаты услуги через суд.
«Если дойдёт до суда, решение может быть и в пользу организации, так как каждая услуга подлежит оплате», — говорит Денис Ульянов. Но организация должна будет предоставить суду прейскурант или иным способом доказать, что информация о стоимости услуг не была сокрыта умышленно, объяснил эксперт.
Что такое навязанная услуга?
Основное право потребителя — совершать свободный выбор товаров и услуг. То есть никто не имеет права заставить клиента заплатить за то, в чём он вовсе не нуждается.
Навязанной считается такая услуга, которую оказали потребителю без его ведома и согласия. К этому же понятию относятся случаи, когда продавец вынуждает покупателя купить ненужный товар, чтобы получить действительно необходимый.
Можно ли не оплачивать навязанную услугу?
Важной гарантией защиты интересов потребителя являются правила, установленные статьёй 16 закона. В ней говорится о том, что:
- Продавцу запрещено обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных.
- Продавец не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы или предоставлять услуги за плату.
- Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, он вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.
Куда жаловаться потребителю?
Пожаловаться на навязанную услугу и другие нарушения прав будет проще всего, если обратиться напрямую к руководству предприятия. Если законные требования всё же не будут выполнены, потребитель может обратиться за помощью в компетентные органы:
- органы по защите прав потребителей,
- местные власти,
- суд,
- общественные организации по защите прав потребителей.