Законно ли вручать повестки в военкомат по электронной почте?

Категория:  Законодательство

В Государственную думу внесён законопроект о рассылке повесток в военкомат по электронной почте. Согласно документу, при постановке на воинский учёт граждане будут сообщать адрес электронной почты, на который затем будут отправлять повестки, подписанные электронной подписью военного комиссара или уполномоченного лица. Соответствующий документ размещён на сайте нижней палаты парламента.

   
   

АиФ.ru выяснил у юристов, к каким последствиям может привести данный законопроект.

Ответ эксперта

Отвечает руководитель Коллегии адвокатов Московской области «Линников и Партнёры» Александр Линников:

— Безусловно, нельзя не приветствовать инициативу авторов законопроекта, направленную на упрощение процедуры оповещения граждан, подлежащих призыву на военную службу по повестке военного комиссариата путём направления такой повестки гражданину в электронном виде на электронный адрес. Однако в связи с тем, что на сегодняшний день не существует механизма подтверждения получения «электронной повестки» гражданином по электронной почте, внесение пункта 21 в ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с формулировкой «повестка гражданину может направляться в электронном виде» также потребует внесения изменений в иные законодательные и подзаконные акты. В частности, потребуется установить порядок регистрации за гражданином адреса электронной почты таким образом, чтобы любые уведомления, направленные на данный адрес, автоматически считались полученными. Однако таких положений законопроект не содержит. 

Кроме того, законопроект на разъясняет последствий неполучения уведомления, направленного по электронной почте, а также не принимает во внимание ситуацию отказа гражданина от получения электронного уведомления. Иными словами, может ли добросовестное неполучение и (или) умышленное игнорирование электронного уведомления рассматриваться как уклонение от его получения и, следовательно, как уклонение от призыва на военную службу? 

Следует отметить, что действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность гражданина за уклонение от призыва на военную службу (ч.1 ст. 328 УК РФ). При этом наступление ответственности за уклонение поставлено в прямую зависимость от факта получения им повестки военного комиссариата. Это означает, что принятие нового закона в предлагаемой редакции может привести к злоупотреблениям уголовным преследованием так называемых «уклонистов», уведомлённых по электронной почте, но по тем или иным причинам не ознакомившихся с уведомлениями. При этом определить степень вины конкретного лица будет фактическим невозможно.

Отдельно хочется обратить внимание на то, что положения законопроекта вступают в противоречие с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы». 

Считаю, что принятие федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 31 Федерального закона О воинской обязанности и военной службе в части совершенствования порядка оповещения граждан о явке на мероприятия, связанные с исполнением воинской обязанности» в предлагаемой редакции неизбежно приведёт к нарушению прав и законных интересов граждан, а следовательно, нецелесообразно и даже вредно.

Смотрите также: