С 1 сентября 2015 года в России вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который коснётся учеников 5–9 классов. Он предписывает обязательное наличие портфолио у ученика, где помещаются полученные им грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Также новый ФГОС определяет 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах.
Для учащихся 10–11 классов определены пять профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественно-научный, гуманитарный и универсальный. Старшеклассники будут иметь возможность составлять индивидуальный учебный план, который будет включать в себя общие предметы и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. Подробнее о новом стандарте читайте >>
АиФ.ru рассказывает о других нововведениях, которые ожидают школьников.
Второй иностранный язык
С этого года у учеников пятого класса появится ещё один обязательный предмет.
«С 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы», — заявил министр образования РФ Дмитрий Ливанов.
Впрочем, Ливанов отметил, что не все школы пока готовы преподавать новый обязательный предмет. Для реализации нового стандарта образовательным учреждениям планируется установить переходный период.
Новый учебник по истории
Шестиклассники начнут изучать историю по новым учебникам. В их основе лежит историко-культурный стандарт*, утверждённый в 2013 году. Постепенно на новые учебники перейдут учащиеся всех классов.
«Новые учебники отличаются от прежних главным образом тем, что в их основе лежат единая для всех методологическая концепция и единый содержательный стандарт, разработанные Российским историческим обществом», — заявил руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», член авторского коллектива новой линейки учебников по истории Александр Данилов.
Электронные учебники
В школах, помимо традиционных бумажных учебников, появятся электронные. Их структура и содержание соответствуют печатным версиям, но, кроме этого, они будут содержать некоторые новые мультимедийные элементы.
Всероссийские проверочные работы
В этом учебном году ученики 4-х классов будут писать федеральные контрольные по трём предметам: русский язык, математика и окружающий мир. Они должны позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА и ЕГЭ, а педагогам — при необходимости скорректировать процесс обучения и подтянуть отстающих. В будущем планируется распространение подобной практики и на другие классы.
Сдача ГИА и ЕГЭ
Ученики 9-х классов с этого учебного года в ходе ГИА впервые, помимо двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике, будут сдавать два дополнительных экзамена по выбору.
Что касается ЕГЭ, то в заданиях по истории, обществознанию, географии и информатике в этом году исчезнет тестовая часть.
Также планируется повышение порогового балла, который необходим для поступления в вуз. «Если на 2015 год мы повысили проходные баллы по математике, иностранному языку и обществознанию, то в последующем будут повышения по другим предметам», — заявил министр образования.
Согласно распоряжению Рособрнадзора, в 2015 году минимальное количество баллов ЕГЭ (по стобалльной шкале), необходимое для поступления в вуз, установлено на следующем уровне:
- По иностранным языкам — 22 балла.
- По математике профильного уровня — 27 баллов.
- По истории и литературе — 32 балла.
- По русскому языку, физике, химии и биологии — 36 баллов.
- По географии — 37 баллов.
- По информатике — 40 баллов.
- По обществознанию — 42 балла.
Домашнее задание
Минобрнауки России установил максимальное время для выполнения школьниками домашних заданий:
- во 2–3 классах — 1,5 часа;
- в 4–5 классах — 2 часа;
- в 6–8 классах — 2,5 часа;
- в 9–11 классах — до 3,5 часа.
* Чтобы попасть в федеральный перечень, учебники по истории должны пройти экспертизу на соответствие историко-культурному стандарту, который включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе.