В пятницу, 8 апреля, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сообщил о том, что причиной аварии Boeing, который потерпел крушение 19 марта в Ростове-на-Дону, стали одновременные действия обоих пилотов лайнера: отдача штурвала «от себя» и отклонение стабилизатора на пикирование.
О том, как действия пилотов могли спровоцировать аварию, АиФ.ru узнал у эксперта.
Отвечает заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов:
— В тот момент, когда пилоты Boeing приняли решение пойти на посадку, они находились на достаточно большой высоте и имели большую скорость, которую и начали снижать. От этого резко возросла нагрузка на штурвал. Это типичная ситуация в управлении самолётом — представьте, в тот момент нагрузка на руль управления выросла с 8 до 30 кг, пилотировать стало гораздо сложнее. И чтобы облегчить себе управление, лётчики приняли решение одновременно отдать штурвал от себя, то есть перевести его в такое положение, которое позволяет снизить нагрузку. В тот же момент они оба решили поставить стабилизатор, который обеспечивает устойчивость выбранного курса, на критическое положение «пикирование». Такие синхронные действия привели к огромным перегрузкам машины и к тому, что самолёт резко рванул вниз. Тут была допущена ошибка — одновременно все это не делается. Смотрите, в современных военных самолётах в подобных ситуациях штурвал не задействуют вообще, работает только стабилизатор. Это если на больших высотах, а ближе к земле, наоборот, стабилизатор не работает, пользуются только рулём. Понимаете, используют только один инструмент, а не сразу два и на «максимуме».
Читайте также: Нелепое стечение обстоятельств. Эксперты — о крушении пассажирского Boeing
Можно ли было предотвратить удар о Землю? Да, я думаю, можно. Нужно было поставить стабилизатор хотя бы в нейтральный режим. Это бы позволило «выровнять» самолёт, он бы перестал падать и спокойно ушёл на второй круг, после чего благополучно бы приземлился.