Перейдут ли российские больницы на отечественные томографы?
Законопроект Минпромторга о запрете закупок в российские больницы иностранной медтехники вызвал бурю протеста в обществе и прессе. И даже перерос в настоящую панику: «Мы все умрём от такого лечения!».
Представители Министерства промышленности и торговли попытались разъяснить наиболее рискованные моменты предстоящего нововведения. Кстати, появилось оно не вдруг. Оказывается, работу над проектом ведомство ведёт уже полтора года исходя из соответствующего поручения руководства страны. Поначалу он назывался «Об особенностях закупок медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд».
Кто окажется в списке
Самое главное — запрет не вступит в силу с 1 апреля, как сообщалось в СМИ ранее. Разработчики законопроекта планируют провести согласования с Минздравом, Министерством экономического развития, Федеральной антимонопольной службой, учесть пожелания и замечания врачебного сообщества и самих производителей. Поэтому окончательный вариант постановления появится не ранее чем через 3–4 месяца.
Что касается самой медицинской техники, то запрет предполагается распространить не на всё иностранное оборудование, а на небольшую его часть — на то, что имеет российские аналоги.
«Оборудование, которое не производится на территории РФ, никоим образом в списке фигурировать не будет, — сообщил Сергей Цыб, замминистра промышленности и торговли. — В перечень будут включаться только те изделия отечественного производства, которые соответствуют всем международным требованиям, зарегистрированы в России, то есть прошли все испытания на эффективность и безопасность. И подтверждают это наличием соответствующих документов. Плюс в перечень включаются только изделия, которые уже обращаются на рынке, которые используют медучреждения. Данный проект документа не распространяется на поставку комплектующих, а также сервисное и техническое обслуживание медоборудования, которое было ранее поставлено. Все инновации, которые появляются в мире, которые должны быть доступны в том числе и российскому здравоохранению, будут точно так же поставляться в нашу страну».
В сегодняшнем перечне — в основном инструменты для офтальмологов и стоматологов типа шприцев, иголок, держателей и т. п., дезинфицирующие салфетки и прочие средства. Но что вызывает большие сомнения у специалистов — там присутствуют-таки и томографы, вплоть до самых мощнейших. Откуда им взяться у нас? По словам Сергея Цыба, некоторые производители планируют выпуск таких томографов, и, если к моменту принятия постановления успеют получить на подобное оборудование регистрационные документы, его тоже включат в список.
Государство или рынок: кто кого?
Ещё один спорный вопрос: в перечень запрещённых к закупкам за границей попадут изделия, которые в России выпускают хотя бы два производителя. На вопрос «АиФ», а нет ли риска, что такие производители будут задирать цены и диктовать больницам стоимость закупок (ведь чем больше участников, тем выше конкуренция и ниже цены), Сергей Цыб ответил:
«Любой госзаказчик ориентируется в том числе и на историю закупок медицинского изделия в предыдущие годы. Есть общий реестр всех госконтрактов, и там цена зафиксирована. Формирование начальной максимальной цены позволяет исключить возможные спекуляции в ценообразовании. Однако вопрос требует постоянного мониторинга».
Искать умельцев?
Так что работать есть над чем. Остаётся надеяться, что все существенные замечания экспертов в этом вопросе будут учтены. Но главное — не ограничиваться одними запретами. Нужно развивать и поддерживать отечественные разработки, активно выявлять уникальные разработки российских изобретателей. То, что они у нас есть, — несомненно. Но часто они просто не могут пробиться через бюрократические препоны, найти инвесторов, чтобы выйти со своим изобретением на рынок, и вынуждены бросать уникальные разработки или продавать их тем же американцам или японцам. А те потом, внедрив их в собственную практику, нам же втридорога и продают.
Развитие отечественного медпрома, как и собственное производство современных антибиотиков, — это вопрос национальной безопасности. Если у страны оно есть — ей не страшны никакие внешние катаклизмы, она всегда сможет защитить своих граждан в случае войн, санкций и прочих глобальных несчастий.