Всё, что нужно знать о возможном запрете закупок импортных автомобилей

Категория:  Законодательство

1. Госкомпании хотят перевести на отечественную технику

Министерство промышленности и торговли России подготовило директиву для госкомпаний о запрете на закупку госкомпаниями:

   
   
  • автомобилей;
  • продукции металлургии;
  • продукции тяжёлой промышленности.

Конкретных наименований продукции Министерство промышленности и торговли России не обозначило, но факт подготовки документа в ведомстве подтвердили. Минпромторг также не указывает конкретные компании, которых коснётся запрет.

2. Российские потребители не пострадают в случае введения ограничения на госзакупки импортных автомобилей

Запрет на закупку не коснётся:

  • организаций, доля государства в уставном капитале которых не превышает 50 %;
  • государственных унитарных предприятий (ГУП), не имеющих совета директоров. Для них будет создан отдельный механизм, который в Минпромторге пока не разработали;
  • компаний, работающих по лизинговым схемам. Обойти запрет можно будет, доказав, что необходимое оборудование не производится в России.

3. Запрет на импорт коснётся лишь той техники, у которой есть аналоги в России

Запрет не коснётся производства иностранных марок на территории России. В РФ свои заводы открыли такие компании, как:

  • Ford;
  • Volkswagen;
  • Ford;
  • Renault;
  • Toyota;
  • Hyundai Motor Co.

С января по август 2014 года объём импорта легковых автотранспортных средств сократился на 18,6 % по сравнению с аналогичным показателем 2013 года.

Количество ввезённых за этот период автомобилей составило 485 тыс. единиц против показателя в 595,8 тыс. прошлого года.

Объём импорта грузовых авто за этот же период также сократился на 18,6 % и соответственно составил 46,4 тыс. единиц автомобильной техники.

   
   

Эксперты отмечают, что наибольшее влияние ограничения могут оказать на специализированную технику и поставки самолётов. Вместо закупок самолётов Boeing Россия будет производить Ту-204СМ, вместо бульдозеров Caterpillar — машины Челябинского тракторного завода.

Сейчас для обеспечения дальних перевозок российские авиакомпании используют около 80 % иностранных самолётов, а в области региональных перевозок этот показатель равен почти 50 %.

При этом стоит учитывать, что за 20 лет Россия собрала всего 559 самолётов. Примерно по столько же Boeing и Airbus собрали за один 2012 год.

4. Цель изменений — усиление политики импортозамещения и улучшение торгового баланса

Россия в последние годы проводит курс на импортозамещение*.

В первом полугодии 2014 года доля импорта в продажах составила:

  • пассажирских автомобилей в России — 27 %;
  • грузовиков — 46 %;
  • автобусов — 13 %.

Проведению политики импортозамещения способствуют такие факторы, как:

  • соглашения о промсборке (о производстве иномарок в России);
  • утилизационный сбор.

За счёт такой политики в 2009–2012 годах доля локально выпущенных иномарок на российском рынке выросла почти вдвое — до 44 %.

В общих продажах автомобилей Renault в России на автомобили местного производства приходится около 95 %.

В 2012 году около 60 % всех проданных в России автомобилей концерна Volkswagen было произведено в России.

Что касается импортозамещения металлургической продукции, то в России уже создано современное производство труб большого диаметра (ТБД) по законченному циклу. Если в 2003 году «Газпром» закупал у российских производителей меньше половины труб, а остальное вынужден был импортировать, то в 2006–2007 годах на трубы российского производства пришлось уже более 75 % закупок, а к 2013 году — около 95 %.

Ограничить импорт хотят и с целью улучшения торгового баланса, который в последние месяцы поддерживался сокращением импорта, в первую очередь с Украины.

Объем торгового профицита между РФ и Украиной увеличился с 2,1 млрд долл. в первом полугодии 2013 года до 6,3 млрд долл. в первом полугодии 2014 года, он обеспечил до 40% всей прибавки положительного сальдо торговли России.

4. Документ должен вступить в силу до конца года

Директива Министерства промышленности и торговли России вступит в силу в ближайшее время, после того, как ее рассмотрит первый вице-премьер Игорь Шувалов и Росимущество.

5. Усиление политики импортозамещения связано с антироссийскими санкциями

ЕС, США, Канада и Австралия в связи с кризисом на Украине ввели в марте-сентябре санкции против ряда российских бизнесменов, политиков и компаний. В частности, некоторым банкам стало недоступно долгосрочное финансирование, а нефтегазовым компаниям запрещено поставлять оборудование для добычи на шельфе. Кроме того, под санкции попали предприятия российского ОПК. В ответ РФ в августе ввела эмбарго на поставки ряда зарубежных продовольственных товаров.

6. Ограничить закупки продукции металлопроката намеревались ещё в конце 2013 года

В декабре 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил ограничить госкомпаниям закупки металлопродукции из стран, не входящих в Таможенный союз.

В июле 2014 года в рамках ответных санкций правительство РФ наложило запрет на государственные и муниципальные закупки зарубежных автомобилей. В это же время была приостановлена закупка изготовленного за рубежом общественного транспорта и спецтехники для экстренных служб.

В августе 2014 года депутат Госдумы Владимир Гутенев заявил о возможном рассмотрении правительством РФ мер по введению ограничений на поставку легковых автомобилей зарубежного производства. По словам чиновника, присоединившись к ВТО, Россия сохранила за собой право вводить временные ограничения на случай, если заподозрит угрозу безопасности для собственных производителей.

В сентябре 2014 года после введения против России секторальных санкций стало известно, что Москва готова ограничить импорт автомобилей и некоторых товаров легкой промышленности. Об этом, в частности, заявлял помощник президента РФ Андрей Белоусов.


*Политика имортозамещения — это уменьшение или прекращение импорта определённых товаров путём запуска собственного производства аналогичных товаров (импортозамещающего товара). Она зависит не только от промышленной политики, но и от размера страны, численности населения, уровня жизни, производительности труда, качества институтов, инвестиционного климата, внутреннего и внешнего спроса и т. д.

Ответ редакции

1. Госкомпании хотят перевести на отечественную технику

Министерство промышленности и торговли России подготовило директиву для госкомпаний о запрете на закупку госкомпаниями:

  • автомобилей;
  • продукции металлургии;
  • продукции тяжёлой промышленности.

Конкретных наименований продукции Министерство промышленности и торговли России не обозначило, но факт подготовки документа в ведомстве подтвердили. Минпромторг также не указывает конкретные компании, которых коснётся запрет.

2. Российские потребители не пострадают в случае введения ограничения на госзакупки импортных автомобилей

Запрет на закупку не коснётся:

  • организаций, доля государства в уставном капитале которых не превышает 50 %;
  • государственных унитарных предприятий (ГУП), не имеющих совета директоров. Для них будет создан отдельный механизм, который в Минпромторге пока не разработали;
  • компаний, работающих по лизинговым схемам. Обойти запрет можно будет, доказав, что необходимое оборудование не производится в России.

3. Запрет на импорт коснётся лишь той техники, у которой есть аналоги в России

Запрет не коснётся производства иностранных марок на территории России. В РФ свои заводы открыли такие компании, как:

  • Ford;
  • Volkswagen;
  • Ford;
  • Renault;
  • Toyota;
  • Hyundai Motor Co.

С января по август 2014 года объём импорта легковых автотранспортных средств сократился на 18,6 % по сравнению с аналогичным показателем 2013 года.

Количество ввезённых за этот период автомобилей составило 485 тыс. единиц против показателя в 595,8 тыс. прошлого года.

Объём импорта грузовых авто за этот же период также сократился на 18,6 % и соответственно составил 46,4 тыс. единиц автомобильной техники.

Эксперты отмечают, что наибольшее влияние ограничения могут оказать на специализированную технику и поставки самолётов. Вместо закупок самолётов Boeing Россия будет производить Ту-204СМ, вместо бульдозеров Caterpillar — машины Челябинского тракторного завода.

Сейчас для обеспечения дальних перевозок российские авиакомпании используют около 80 % иностранных самолётов, а в области региональных перевозок этот показатель равен почти 50 %.

При этом стоит учитывать, что за 20 лет Россия собрала всего 559 самолётов. Примерно по столько же Boeing и Airbus собрали за один 2012 год.

4. Цель изменений — усиление политики импортозамещения и улучшение торгового баланса

Россия в последние годы проводит курс на импортозамещение*.

В первом полугодии 2014 года доля импорта в продажах составила:

  • пассажирских автомобилей в России — 27 %;
  • грузовиков — 46 %;
  • автобусов — 13 %.

Проведению политики импортозамещения способствуют такие факторы, как:

  • соглашения о промсборке (о производстве иномарок в России);
  • утилизационный сбор.

За счёт такой политики в 2009–2012 годах доля локально выпущенных иномарок на российском рынке выросла почти вдвое — до 44 %.

В общих продажах автомобилей Renault в России на автомобили местного производства приходится около 95 %.

В 2012 году около 60 % всех проданных в России автомобилей концерна Volkswagen было произведено в России.

Что касается импортозамещения металлургической продукции, то в России уже создано современное производство труб большого диаметра (ТБД) по законченному циклу. Если в 2003 году «Газпром» закупал у российских производителей меньше половины труб, а остальное вынужден был импортировать, то в 2006–2007 годах на трубы российского производства пришлось уже более 75 % закупок, а к 2013 году — около 95 %.

Ограничить импорт хотят и с целью улучшения торгового баланса, который в последние месяцы поддерживался сокращением импорта, в первую очередь с Украины.

Объем торгового профицита между РФ и Украиной увеличился с 2,1 млрд долл. в первом полугодии 2013 года до 6,3 млрд долл. в первом полугодии 2014 года, он обеспечил до 40% всей прибавки положительного сальдо торговли России.

4. Документ должен вступить в силу до конца года

Директива Министерства промышленности и торговли России вступит в силу в ближайшее время, после того, как ее рассмотрит первый вице-премьер Игорь Шувалов и Росимущество.

5. Усиление политики импортозамещения связано с антироссийскими санкциями

ЕС, США, Канада и Австралия в связи с кризисом на Украине ввели в марте-сентябре санкции против ряда российских бизнесменов, политиков и компаний. В частности, некоторым банкам стало недоступно долгосрочное финансирование, а нефтегазовым компаниям запрещено поставлять оборудование для добычи на шельфе. Кроме того, под санкции попали предприятия российского ОПК. В ответ РФ в августе ввела эмбарго на поставки ряда зарубежных продовольственных товаров.

6. Ограничить закупки продукции металлопроката намеревались ещё в конце 2013 года

В декабре 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предложил ограничить госкомпаниям закупки металлопродукции из стран, не входящих в Таможенный союз.

В июле 2014 года в рамках ответных санкций правительство РФ наложило запрет на государственные и муниципальные закупки зарубежных автомобилей. В это же время была приостановлена закупка изготовленного за рубежом общественного транспорта и спецтехники для экстренных служб.

В августе 2014 года депутат Госдумы Владимир Гутенев заявил о возможном рассмотрении правительством РФ мер по введению ограничений на поставку легковых автомобилей зарубежного производства. По словам чиновника, присоединившись к ВТО, Россия сохранила за собой право вводить временные ограничения на случай, если заподозрит угрозу безопасности для собственных производителей.

В сентябре 2014 года после введения против России секторальных санкций стало известно, что Москва готова ограничить импорт автомобилей и некоторых товаров легкой промышленности. Об этом, в частности, заявлял помощник президента РФ Андрей Белоусов.


*Политика имортозамещения — это уменьшение или прекращение импорта определённых товаров путём запуска собственного производства аналогичных товаров (импортозамещающего товара). Она зависит не только от промышленной политики, но и от размера страны, численности населения, уровня жизни, производительности труда, качества институтов, инвестиционного климата, внутреннего и внешнего спроса и т. д.