...Чем оправдано создание крупнейших водохранилищ в советские годы?

Категория: 

   
   

Были затоплены огромные площади пахотных земель, переселялись целые деревни и города. Сегодня это решение вызывает немало критики со стороны населения, и, в первую очередь, радикально настроенных экологов, которые предлагают отказаться от гидроэнергетики на равнинах и спустить плотины. Действительно, с современной точки зрения затопление больших площадей ценных земель и переселение сотен тысяч человек выглядит на первый взгляд малообоснованным. Однако если провести небольшой исторический экскурс, станет понятно, что это был единственный возможный вариант развития и энергетики, и страны в целом.

План «Большая Волга», в рамках которого началось масштабное строительство крупных ГЭС на великой русской реке, был сформулирован к середине 1930-х годов. В 30-60-е годы XX века, когда возводилась основная часть ГЭС на равнинных реках, строительство гидростанций было единственным способом значительного увеличения выработки электроэнергии, жизненно необходимой для развития страны. Газа в те годы практически не было: так, в 1950-м году его добывалось 6 млрд. кубометров, что в сто раз меньше, чем сейчас. Атомные станции тогда еще не строили: первая АЭС была запущена в Обнинске в 1954 году. Резко увеличить добычу угля и нефти для нужд энергетики не представлялось на тот момент возможным, да и дешевого угля в европейской части страны было мало. Кроме того, уголь нужен металлургии, котельным, транспорту — паровозам и пароходам. Привезти уголь с Кузбасса при тогдашнем развитии и оснащении железных дорог было затруднительно. Исходя из вышесказанного, стоит признать, что реальной альтернативы строительству гидроэлектростанций на равнинных реках в те годы не было. Часто критикуемая за большие площади затопления Рыбинская ГЭС сейчас кажется не особенно большой, но на момент строительства это была вторая по мощности электростанция СССР после Днепрогэса.

Более того, план «Большая Волга» учитывал необходимость комплексного развития народного хозяйства. Все гидроузлы на равнинных реках изначально должны были решать не только энергетические, но и не менее важные задачи развития водного транспорта, орошения засушливых земель, обеспечения устойчивого водоснабжения и защиты от паводков.

Так, крайне важным было решение вопроса функционирования речного транспорта. В те годы автомобильный транспорт находился в зачаточном состоянии, а железные дороги были перегружены. И тогда речной транспорт имел куда большее значение, чем сейчас. Обеспечить необходимые для крупнотоннажного судоходства глубины можно было только путем строительства плотин.

Водохранилища позволяли решить и вопрос гарантированного водоснабжения — промышленность и сельское хозяйство требовали все больше воды, причем независимо от климатических условий конкретного года. Плюс плотины позволяли серьезно сэкономить на мостах.

Смотрите также: