Отвечает Сергей Лисовский, 1-й зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике:
- Эти меры надо было принимать более полугода назад. Тогда лоббисты торговых сетей добились изъятия из закона о торговле статьи, ограничивающей конечную наценку на продовольствие. В Европе она - 9-12%. А нашим продавцам и 25% показалось мало. В результате в опте зерно подорожало на 10-25% (пшеница - на 80%), а на прилавке - в разы больше. Почему? Закон в его нынешнем виде позволяет каждый месяц увеличивать цены на 29,9%. То есть за год могут набежать все 350%.
Снижение цен коснулось лишь мяса. И то потому, что фермеры вынуждены резать скот - многим его кормить нечем. А так как в регионы, граничащие с Казахстаном, пошло такое же мясо от наших соседей, то переизбыток товара приведёт к ещё большему его удешевлению. Но! Когда всё мясо продадут, мы останемся один на один с «убитыми» зачатками нашего фермерства и импортом. Посмотрите: в Белоруссии 28% в себестоимости молока - госкомпенсация производителю, в Казахстане - 10-12%, у нас - 1,5%. И то она идёт, например, через субсидирование солярки. В результате нефтяники поднимают её стоимость так, что сельхозпроизводителю всё равно меньше платить не удаётся.
Если мы не ограничим торговую наценку на продовольствие или не введём систему прямой поддержки производителя, то будем покупать всю еду у соседей, а значит, поддерживать не свою, а чужие страны.
Справка: ФАС и прокуратура занялись ценовыми сговорами. Однако это не помешало в августе гречке подорожать на 33,1%; пшеничной муке - на 11%, яйцам - на 7,1%, сахару-песку - на 5,9%, молоку пастеризованному - на 4,8%. (Данные Росстата.)
Смотрите также:
- ...Цены на продукты будут расти и дальше? →
- Какие продукты могут подорожать в России? →
- ...В Европе продукты дешевле? →