О том, что в Австралии открыто новое крупное месторождение, объявила на днях американская нефтяная компания «Шеврон». Вместе с ней доля в месторождении принадлежит таким топливным гигантам, как «Ексон Мобил» и «Шелл». По предварительным оценкам экспертов, компании смогут продавать разведанный газ в Китай, Индию, Японию, и зарабатывать до 258 миллиардов долларов в год.
Комментирует Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики:
— Действительно, в Австралии найдено гигантское месторождение газа — по-моему, около 14 трлн кубометров. Для сравнения, в известном Ковыктинском месторождении, за освоение которого идут споры уже много лет, запасы газа где-то 1,8 трлн. То есть австралийское месторождение примерно в 7 раз больше нашего.
Кроме того, в Америке совершен технологический прорыв — там научились добывать газ из сланцев. Сланцы — это твёрдая порода, в которой «спрятано» очень много газа, и американцы умеют этот газ доставать. Причём делают они это экономически эффективно — цена на газ в Америке упала в два раза в течение года. При этом запасы сланцевого газа в мире в десятки, если не в сотни раз больше австралийского месторождения. Считается, что запасов сланцевого газа в Америке — исходя из объёма нынешнего потребления топлива в США — хватит лет на 200. К тому же сланцевый газ отлично конкурирует со сжиженным газом, так как цена его примерно в 2,5 раза ниже, чем цена на тот газ, который «Газпром» продаёт по трубе в Европу.
В общем, прямо на наших глазах радикально меняется ситуация на газовом рынке, и в этой ситуации «Газпром» будет проигрывать. Хотя бы потому, что новые месторождения «Газпрома» находятся в крайне тяжелых географических условиях — это Ямал, это шельф. Недавно французская компания «Тоталь» дала нам абсолютно неутешительную оценку: при нынешней цене на газ 250 долл. за 1000 кубометров разработка Штокмановского месторождения экономически неэффективна. Для справки: пока «Газпром» продаёт газ за 250 долл., в Америке цена газа — 108 долл.
В итоге, конъюнктура рынка действительно будет меняться очень и очень сильно. Понятно, что это не произойдёт завтра, но я думаю, что на протяжении 5-10 лет позиции российских экспортёров углеводородов резко изменятся, особенно «Газпрома». А после этого могут начаться проблемы и у российской экономики.
Сергей Алексашенко побывал у нас в гостях и ответил на вопросы читателей. Полный текст беседы с ним читайте в разделе КОНФЕРЕНЦИИ.