В чём разница между статусом Папы Римского в католичестве и Патриарха в православии?
Высшая власть в каждой из православных церквей во всех вопросах принадлежит только Собору епископов. А каждый из Патриархов (глав одной из поместных церквей), к примеру, Константинопольской, ничем не превосходит Патриарха другой церкви, скажем, Грузинской.
Патриархом осуществляется оперативное управление Церковью по текущим вопросам, при этом считается, что в глобальном смысле он не вмешивается во внутреннюю жизнь епархий. Некоторые эксперты отмечают, что патриаршество, не принижая его значимости, по форме можно считать своего рода «административной» должностью с особыми полномочиями.
А вот католическая церковь, в свою очередь, учит, что Папа Римский – не просто епископ Рима, но преемник первоверховного апостола и Наместник самого Христа. Папа, как Римский Первосвященник, имеет над Церковью полную и вселенскую власть, которую он вправе всегда свободно осуществлять. Папа – это гарант и основа единства католической церкви. А вот католический Собор епископов, в отличие от православного, легитимен и обладает властью только в единении с Наместником Христа в качестве главы (в данном случае Собор – это, по сути, только совещательный орган).
Иными словами, католичество невозможно и немыслимо без Папы Римского.
Подробнее о разнице между Папой и Патриархом – здесь >>
Безгрешен ли Папа Римский?
Католики учат, что Христос наделил Папу Римского благодатным даром безошибочности (непогрешимости) в вопросах веры и нравственности.
Но важно понимать: догмат о папской непогрешимости, принятый на первом Ватиканском соборе в 1870 году, не подразумевает того, что Папа Римский лично становится безгрешным. Никто не говорит о том, что в поступках папы якобы не может быть свойственной человеку ошибки. Дело в том, что с точки зрения католической догматики, высказывания Папы Римского являются безошибочными только в случае, если понтифик делает их по вопросам вероучения – и только в официальном порядке! То есть речь идёт исключительно о вероучительных посланиях, приговорах и декретах. Они действительно не подлежат обжалованию и отмене, апелляции на них подать нельзя и т. д. С 1870 года единственным эпизодом, когда, как считают католики, папа проявлял этот дар, было объявление догмата о телесном вознесении Божией матери в 1950 году.
Безошибочностью обладает и католический Собор епископов, но при условии единства с папой. Отметим: православная традиция не признаёт ни за Собором, ни за Патриархом безошибочности или непогрешимости.
Какой статус приобретает понтифик в случае отречения?
Папа Римский после процедуры отречения возвращается в число кардиналов. Он не становится, например, «папой на покое» (по аналогии, к примеру, с существующим у восточнокатолических церквей понятием «патриарх на покое»).
Подробнее о самой процедуре отречения папы от престола – здесь >>
Почему титул понтифика пишут то со строчных, то с заглавных букв?
Во многих словарях, энциклопедиях и СМИ титул понтифика пишут по-разному: «Папа Римский», «папа римский», «папа Римский» и даже «Папа римский». При этом сами филологи до сих пор не пришли к консенсусу, как писать этот титул правильно.
В Русском орфографическом словаре РАН 2004 года выпуска говорится, что писать титул понтифика при официальном титуловании нужно с большой буквы – «Папа Римский». В «Справочнике по правописанию, произношению и литературному редактированию» Розенталя также говорится, что именно это написание – правильное.
В то же время в справочнике «Орфография и пунктуация» Валгиной и Светлышевой (2002 год) сказано, что «папа римский» пишется со строчной буквы всегда. Складывается впечатление, что со строчных букв чаще пишут СМИ c активной «светской» позицией; с другой стороны, в религиозных справочниках употребляется написание с заглавных букв.