Читайте также: | |
---|---|
Специалисты утверждают: знак равенства между советскими авианесущими крейсерами и классическими американскими авианосцами поставить нельзя.
Авианесущий крейсер, по определению, – это разнородная по своим характеристикам группа кораблей, которая сочетает элементы крейсерского вооружения (артиллерия, противолодочные, зенитные, противокорабельные ракетные комплексы) и авиационное вооружение.
Для справки | |
---|---|
Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (до 1990 года - «Баку») был заложен 26 декабря 1978 года на Черноморском заводе в городе Николаев (Украина). Вступил в строй 11 декабря 1987 года. Представляет собой дальнейшее развитие серии крейсеров типа «Киев». В 1988 году совершил свою первую боевую службу в составе Средиземноморской эскадры, в декабре этого же года вошел в состав Северного флота. В 1989-1990 годах выходил в Баренцево море на боевые дежурства и учения. Крейсер «прикрывал» ракетные подводные лодки стратегического назначения своей авиацией – в частности, истребителями вертикального взлета и посадки Як-141 и Як-38. Но с развалом СССР самолеты сняли с вооружения, а крейсер «Адмирал Горшков» был поставлен к причальной стенке. |
А вот авианосец - класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация. Авианосцам, действующим в составе корабельной ударной группы, свое ударное оружие ни к чему.
В боевой обстановке после поднятия авиакрыла в воздух авианосец формально перестает быть мишенью, ибо он выполнил свою задачу. В отличие от американского авианосца, располагающего только конструктивной защитой корпуса и средствами обороны ближнего рубежа, крейсер типа «Киев» (к которым принадлежит и «Адмирал Горшков») способен постоять за себя и в одиночку.
По одной из легенд, адмирал Сергей Горшков, которого считают родоначальником советского военно-морского флота, не хотел хоть в чем-нибудь уподоблять советские корабли американским. Авианосцы в то время считались не иначе как «орудием мирового империализма». Если бы проектировщики назвали в те годы тяжелый авианесущий крейсер «авианосцем», партийное руководство могло бы сгоряча лишить проект финансирования. Допустить этого адмирал не мог.
Как вспоминают его сослуживцы, Горшков личным решением ввел новый для отечественного военно-морского флота класс кораблей – «авианесущий крейсер». Получив двойное название, он обрел и двойные функции: был и взлетной площадкой, и одновременно кораблем сопровождения для авиакрыла.
…Как крейсер стал авианосцем?
«Адмирал Горшков» был модернизирован Россией для передачи индийским ВМС. Изначально он был приспособлен для базирования самолетов вертикального взлета и посадки. Чтобы превратить авианесущий крейсер в авианосец, способный обеспечивать базирование сверхзвуковых истребителей горизонтального взлета и посадки, значительным изменениям необходимо было подвергнуть его верхнюю палубу. За время ремонта и модернизации корабля на «Севмаше» была расширена полетная палуба, сформирован трамплин с углом 14 градусов и тремя аэрофинишерами, силовая установка переведена с использования мазута на дизельное топливо, заменены 2,4 тысячи километров кабеля, было проделано 500 вырезов в корпусе авианосца для выгрузки старых конструкций.
Смотрите также:
- Сравнительная характеристика «Тополь-М» и «Минитмен-3». Инфографика →
- Что представляет собой новейший фрегат «Адмирал Горшков»? →
- Многоцелевой атомный авианосец «Шторм». Инфографика →