…Каким святым когда молиться?

   
   

Уважаемый Владимир! Ответ на ваш вопрос содержится в книге Бориса Воздвиженского «Православное богослужение. Путеводитель». Мы приводим отрывки из этого издания:

- Идеал христианской жизни — непрестанная молитва, постоянное ощущение присутствия Божьего, общение с Ним. Но человек слаб и несовершенен: для духовного роста ему нужны определенные образцы, нор¬мативы и другие подспорья. Отсюда — необходимость определенной регулярности, ритма в молитве.

Этот ритм, помимо ритма общественного богослужения (воскресные дни, праздники), также задается домашним «молитвенным правилом». Так принято называть ту совокупность молитв и ту частоту их совершения, которой человек придерживается в своей жизни. При этом отцы-аскеты единодушно утверждают, что постоянство и регулярность в соблюдении молитвенного правила гораздо важнее его объема.

В домашней молитве обычно приняты молитва утренняя (сразу после пробуждения), молитва вечерняя (перед сном), молитва до и после еды и молитва перед началом всякого дела и по его окончании.

Самое простое молитвенное правило — молитва Господня «Отче наш», заповеданная нам Иисусом Христом, когда ученики спросили Его, как им молиться (Евангелие от Матфея, 6:9–13). Ее читают и утром, и вечером, и перед едой. Перед всяким делом, требующим Божьего благословения и вразумления, обычно читают молитву «Царю Небесный...» — краткое призывание Духа Святого, дающего нам разумение и помощь во всех делах.

Более развернутое ежедневное молитвенное правило советовал своим ученикам преподобный Серафим Саровский: чтение Символа веры, троекратное чтение молитвы «Отче наш» и троекратное чтение тропаря «Богородице, Дево, радуйся...».

   
   

Наконец, ежедневное молитвенное правило содержат все молитвословы. Оно состоит из «обычного начала» (Царю Небесный, Трисвятое, Молитва Святой Троице, «Отче наш»), покаянного 50-го псалма, Символа веры и молитв утренних либо «на сон грядущим», то есть отходящим ко сну. Уместно такое сравнение: утреннее и вечернее правило — это «гаммы», составленные святыми, с помощью которых человек «разыгрывается», чтобы совершать свое собственное молитвенное делание. Однако, несомненно, одно лишь «вычитывание» молитв — еще не молитва.

При невозможности быть в храме в праздник можно включить в домашнее правило чтение вечерни и утрени праздника мирянским чином (как раздельно, так и объединив их во Всенощное бдение) Из всех регулярных общественных богослужений только Божественная Литургия не может быть совершена мирянами. Закономер¬ности мирянского чина достаточно просты: все ектении заменяются на соответствующее количество «Господи, помилуй»; священнические возгласы — на «Молитвами святых отец наших...» или «Слава..., и ныне...». В остальном все псалмы и песнопения читаются или поются так же, как при общественном богослужении (ссылку на более подробную информацию по этой теме см. в Библиографии).

Стоит заметить, что для современного религиозного сознания, привыкшего к «делегированию профессионалам» своих молитвенных потребностей, мысль о совершении праздничного Всенощного бдения мирянским чином не¬обычна. Однако еще 150–200 лет назад такая практика была достаточно частой: многие миряне прекрасно раз¬бирались в богослужении и знали, что и в каком порядке прочесть и спеть, и что все это означает. Сейчас практика использования мирянского чина возрождается; автору, в частности, приходилось участвовать в вечерне, которую в отсутствие священника служили монахи Всехсвятского скита на Валааме.

В ежедневное правило достаточно часто включают так¬же чтение Священного Писания. Например, можно прочесть указанные в церковном календаре апостольские и евангельские чтения, положенные для богослужения текущего дня. Либо просто прочитать главу из Деяний или Посланий апостольских, главу из Евангелия, несколько псалмов Псалтири, несколько глав ветхозаветных книг...

Можно также включить что-либо из житий или писаний святых, особенно празднуемых в этот день. Таким образом, домашнее правило становится по своему содержанию максимально «отсылающим» к церковному богослужению, поддерживающим единство христианина с Церковью.

Здоровье

«О здравии» чаще всего молятся св. великомученику Пантелеимону Целителю — он был врачом и после обращения в христианство продолжал исцелять людей и врачебным искусством, и молитвой; в конце жизни принял мученическую смерть за Христа.

Учеба и образование

Вопреки нередко встречающемуся мнению Церковь всегда высоко ценила образованность и знание, если оно не является предметом гордыни и занимает правильное место в иерархии ценностей человека. Достаточно упомянуть святителя Василия Великого, получившего блестящее светское образование в Афинах; апостола Павла, гражданина Римской империи, цитировавшего в своих посланиях и ветхозаветных пророков, и современных греческих поэтов; святителя (то есть епископа, причисленного к лику святых) Филарета Московского (Дроздова) — одного из инициаторов и авторов перевода Библии на русский язык; святителя Луку Симферопольского (Войно-Ясенецкого), доктора медицинских наук, автора фундаментальных монографий в области хирургии, и многих, многих других.

Управление людьми, политика

Пожалуй, одно из самых трудных для христианина — искусство компромиссов, хитрости и борьбы, переговоров, ежедневного выбора «меньшего из зол»... Вспомним святого благоверного князя Александра Невского, успешно решавшего сложнейшие политические задачи во время монголо-татарского ига — всеобщего предательства, интриг, братоубийства и ненависти; пре¬подобного Сергия Радонежского, одного из самых чтимых русских святых, оставлявшего свой монастырь и лично обходившего уездных князей для переговоров о соединении с Москвой против монголо-татар; множество благоверных князей, причисленных к лику святых...

Семейные отношения

Здесь также много примеров для подражания. Благоверный князь Петр и княгиня Феврония, Муромские чудотворцы (пример не просто любви, но отказа ради нее от княжеской власти). Праведные богоотцы Иоаким и Анна (родители Пресвятой Богородицы), святой про¬рок Захария и его жена Елисавета (родители Иоанна Крестителя) — им также молятся при супружеском бес¬плодии, а чтобы узнать почему, достаточно прочитать первые главы Евангелия от Луки.

Из числа близких к нам по времени святых примером счастья в семейной жизни служит святой праведный Алексий Мечев, московский священник (скончался в 1923году), отец нескольких детей. В 1902году, после смерти любимой жены, он очень скорбел, но получил утешение от святого Иоанна Кронштадтского, который сказал ему «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».

Наконец, достойны внимания семейные отношения претерпевших вместе с детьми мученическую кончину и причисленных к лику святых императора Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны. Их достаточно характеризует небольшой отрывок одного из писем императрицы к мужу за два года до смерти: «В этот день, день нашей помолвки, все мои нежные мысли с тобой, наполняя мое сердце бесконечной благодарностью за ту глубокую любовь и счастье, которыми ты дарил меня всегда, с того памятного дня — 22года тому на¬зад. Да поможет Бог воздать тебе сторицей за всю твою ласку! Да, я — говорю совершенно искренно — сомневаюсь, что много жен таких счастливых, как я, — столько любви, доверия и преданности ты оказал мне в эти дол¬гие годы в счастье и горе».

Предпринимательство, бизнес, финансы

Примерами для подражания здесь могут служить муче¬ник Феодот Анкирский (живший в III веке в Малой Азии), хозяин гостиницы, укрывавший в ней христиан от гонений. Праведный Василий Грязнов (Павлово-Посадский), русский святой XIX века, в молодости бывший рабочим, затем ставший купцом и промышленником, соуч¬редителем фабрики, сочетавший ведение дел с обширной миссионерской и благотворительной деятельностью.

Наконец, преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев), один из самых известных русских святых XX века. В молодости он просил благословения на монашество у одного из старцев Алек¬сандро-Невской лавры, однако тот посоветовал ему сна¬чала пожить в миру. Господь дал ему счастливую семейную жизнь и успешную коммерческую карьеру — сначала старший приказчик в петербургском Гостином дворе, затем основатель торговой компании, действительный член Общества для распространения коммерческих зна¬ний в России.

После октябрьской революции 1917года Василий Муравьев не счел для себя возможным перевести капиталы и эмигрировать в одну из европейских столиц (в которых он часто бывал по делам своей компании), но по взаимному согласию с супругой принял монашество и стал известным старцем, до самой смерти в 1949году помогавшим людям найти свой путь к Богу.

Ваш небесный покровитель

Несомненно, один из святых, к кому стоит чаще обращаться христианину в любых ситуациях — это его небесный покровитель, святой, имя которого христианин получил в таинстве Крещения. Если вы (или те, кто присутствовал при вашем крещении) не помните, кто именно из святых был призван стать вашим небесным покровителем, обычно избирается святой, носящий оди¬наковое имя с вашим именем, данным при крещении, чья память празднуется ближе всего к дню крещения, а если вы не знаете дня вашего крещения, — то ко дню рожде¬ния. Память каких святых празднуется в эти дни, можно уточнить с помощью церковного календаря. В этот же день, соответственно, будут праздноваться ваши именины (которые также называют «день Ангела»), день особенно усердной молитвы вашему небесному покровителю.

Как молиться святым? И в Интернете, и в книгах доступно большое количество молитв, из которых важ¬нейшие, конечно — это богослужебные песнопения из службы святому. В более подробных церковных календарях часто публикуют краткие молитвы святым в дни их празднования. И наконец, как в любой молитве, всегда хороши свои слова — пусть несовершенные и немощные, но искренние.

В целом наши отношения со святыми богослужебные песнопения часто уподобляют отношениям с друзьями, более опытными, более совершенными, но прекрасно понимающими все наши трудности, испытывавшими сходные проблемы и всегда готовыми поспешить к нам на помощь, молиться вместе с нами Богу, дарующему и силы, и утешение. И как в отношениях с друзьями — когда мы больше знаем о жизни святого, читаем его про¬поведи, дневники или письма, смотрим на его икону, — наше общение делается более «родственным», близким, радостным. Святые становятся для нас и поддержкой, и образцом для подражания, и просто понимающими нас людьми, с которыми хорошо быть вместе.

Источник:
Книга «Православное богослужение. Путеводитель» (Эксмо, 2008)

Автор: Борис Воздвиженский родился и вырос в Санкт-Петербурге, получил математическое образование в одном из лучших вузов. Свой бизнес создавал уже в Москве, здесь же защитил кандидатскую диссертацию (кандидат экономических наук) в области менеджмента. В числе увлечений – архитектура, древнее церковное пение, классическая музыка.

 

Смотрите также: