Дом для железного коня. Выбираем между навесом и гаражом

Учитывая разнообразие материалов на рынке и новые строительные технологии, в таком самом, казалось бы, тривиальном объекте «малой архитектуры», как навес для автомобиля или гараж, можно воплотить смелые творческие фантазии.

   
   

От снега и града

Несколько лет назад у нас на даче разразилась страшная буря. Градины величиной с куриное яйцо летели, как шрапнель, со страшной скоростью, снося всё на своём пути. Деревь­я стояли голые, с обрывками лист­вы, всё вокруг было усеяно упавшими ветками, у некоторых автомобилей были выбиты стёкла, и у всех без исключения на корпусе остались большие уродливые вмятины. После этого природного явления дачники сошлись во мнении, что надо как-то защитить автомобили от «небесных угроз».

Никто не спорит с тем, что гараж – это прекрасно. Как приятно в мороз и стужу садиться в тёплую машину, не заботясь о том, что нужно счищать с неё снег, а стёкла освобождать от наледи. Вопрос, какую именно конструкцию возводить на участ­ке – капитальный гараж или просто навес, – определяет семейный бюджет. Иногда дос­таточно ограничиться навесом, пока копятся ресурсы на капитальный гараж.

Учитываем ошибки

Некоторые утверждают, что у навесов даже есть преимущест­ва перед гаражами, но… тут сразу вспоминается басня о лисе и «зелёном» винограде. Конечно, если участок слишком мал, то и выбор сужается. В любом случае следует учесть ряд ­факторов.

Не стоит возводить навес для автомобиля в глубине участ­ка (особенно небольшого). Дорожка от ворот до стоянки превратится в настоящий «проспект», отняв драгоценную площадь у грядок и цветников.

В то же время нет резона строить навес сразу за воротами участ­ка. Конечно, это удобно и экономит площадь, но… Если к вам приедет грузовой автомобиль со стройматериалами, габаритной мебелью или перегноем, то это создаст серьёзную проблему.

   
   

Хорошее решение – навес, примыкающий к дому, а ещё лучше – под одной крышей со входом. Тогда можно в любую погоду с комфортом разгружать привезённые вещи и переносить их в дом, а одна рука у вас не ­будет занята зонтиком.

Ещё одно мудрое решение – навес перед гаражом. Во-первых, у вас всегда будет выбор, где оставить автомобиль – снаружи или внутри, смотря по обстоятельствам. А во-вторых, появится место для парковки автомобилей гостей.

У навесов есть целый ряд плюсов: дешевизна, быстрота возведения, отсутствие необходимости оформлять разрешительные документы. К тому же машина проветривается ветерком и не «преет», как в иных тесных гаражах без вентиляции, а постройку легко демонтировать или перенести на другое место.

С другой стороны, честно признаем и ряд минусов: в мороз машину придётся регулярно прогревать; негде будет хранить запасные колёса, автозапчасти и прочее хозяйство; воришек не остановят стены и ворота с ­зам­ком.

Два варианта стен и крыш

Есть и ещё одна проблема: ­если у навеса нет стен, то на машину с ветром попадают грязь и влага. Но её можно ­легко ­решить с помощью «мягких окон» или стен из листов ­поликарбоната, которые так популярны в теплицах и навесах.

Рассмотрим оба варианта.

«Мягкие окна»

Представляют собой проз­рачные и гибкие листы ПВХ или полиуретана, растянутые на специальных креплениях. Они довольно прочные и выдерживают даже сильные перепады температур. Правда, производители не любят упоминать о том, что такие окна со временем несколько темнеют и желтеют. Но больше всего они боятся ультрафиолетовых лучей, под действием которых деградируют, теряют свою эластичность, становятся хрупкими и могут потерять респектабельный вид от механических повреждений. К тому же если в рекламном ­проспекте обозначена цена от 500 ­руб./м², то на деле она вырастет как минимум в 2 раза из-за стоимости молний, люверсов, защёлок, шнуров и прочей фурнитуры.

Листы поликарбоната

Более дешёвый вариант. Даже не очень продвинутый домашний мастер самостоятельно вырежет из рулона куски нужной формы и размера и смонтирует их на каркасе. В отличие от ­теплиц, где используется только прозрачный материал, для стен и крыши автомобильных навесов используйте цветной. К сожалению, в продаже чаще всего встречаются яркие – синие, жёлтые и зелёные – поликарбонатные листы. Почему-то производители не отдают предпочтения мягким оттенкам.

Конструкция и материалы

По конструкции навесы подразделяются на два основных вида: отдельно стоящие (с опорами со всех сторон) и пристроенные к стене дома. Если у вас большой участок, то спроектируйте навес на большой площади возле дома. Под ним расположите целую крытую площадку, где будет удобно не только припарковать автомобиль (и даже не один), но и разместить детскую площадку, скамейки, теннисный стол и другие предметы, которые вам так пригодятся в дождливую погоду. Какой делать кровлю – односкатной, двускатной, полу­круглой, под каким углом, – всё это вы решите сами, исходя из собственных предпочтений и климатических условий. Понятно, что в регионах, где снежные зимы не редкость, этот фактор следует учитывать.

Что касается отдельно стоящих навесов, то чаще всего для их изготовления выбирают два материала.

Дерево

Наиболее бюджетный вариант, но имеет существенный недостаток: придётся ухаживать (регулярно красить или пропитывать специальными составами от гниения), чтобы конструкция прослужила долго.

В принципе такой навес можно соорудить и самостоятельно: столбы из бруса, стропила и обрешётка из досок. Площадку под навесом вымостите плиткой или кирпичом или отсыпьте галькой или щебёнкой. В качестве кровельного материала используйте всё, что угодно душе и на что хватит денег (от керамической черепицы и железа до гибких покрытий).

Фото: Shutterstock.com

Металл

Металлический каркас из профильной трубы и уголка самому построить гораздо труднее. Такая конструкция намного прочнее и долговечнее деревянной, но её тоже придётся регулярно подкрашивать и обрабатывать антикоррозийными составами.

Конечно, каждому хозяину хотелось бы, чтобы любая пост­ройка на участке вписывалась в ландшафт и не портила садовую гармонию. В этом случае используйте вертикальное озеленение. Стенки навеса легко превращаются в перголы и увиваются всевозможными лианами, как однолетними (ипомея, декоративные сорта тыквы и фасоли, кобея), так и многолетними (жимолость каприфоль, древогубец, лимонник, дикий или сортовой виноград).

Кстати
Помимо плоской, односкатной или двускатной крыши встречаются: волнообразные, составные из частей в разных плоскостях, а с недавних пор в моду стали входить шаровидные конструкции, которые хоть и проигрывают в функциональности традиционным, но смотрятся очень необычно.

Срок службы – 16 лет

Наша предыдущая машина верно прослужила всей семье 16 лет, не доставив ровным счётом никаких проблем с ремонтом. Конечно, сказались и аккуратная езда, и своевременное обслуживание, но огромную роль сыграл и тёплый гараж, в который её загоняли зимой и в дождливую погоду. Конечно, пугают дороговизна стройматериалов и проблема с хорошими строителями, но… для начала необходимо определиться не только с бюджетными возможностями, но и с вашими личными потребностями в возводимом гараже. Задайте себе несколько вопросов:

  • какую максимальную площадь вы можете отвести под гараж;
  • сколько машин там будет стоять и часто ли к вам приезжают в гости друзья и родственники;
  • подрастает ли молодое поколение, которое через несколько лет тоже обзаведётся личным автотранспортом;
  • нужно ли размещать в гараже садовую технику, мотоциклы, велосипеды, всевозможные запчасти;
  • может быть, отвести часть гаража под мастерскую и сделать смотровую яму побольше? Тёща наверняка станет хранить там картошку.

Таких вопросов возникнет гораздо больше, и, только убедившись, что ни один из них не остался без честного ответа, следует приступать к следующему этапу: разобраться с типами гаражей по конструкции и материалам, из которых они построены.

Встроенный

Он является частью дома, имеет с ним общий фундамент и крышу. Вариант с размещением ниже первого этажа сразу же влечёт за собой проблемы вывоза большого количества грунта, проведения гидроизоляции, что существенно увеличивает смету. К тому же не исключено, что для обеспечения необходимого угла въезда в цокольный этаж придётся пожертвовать площадь­ю, которая изначально планировалась под газон и цветники. При нормативном уклоне пандуса длина его может оказаться даже больше длины самого гаража, а в зимнее время ­обледенение этого спуска создаст дополнительные ­проблемы.

Преимущества:

  • в дождливую погоду можно с комфортом выехать из дома в нарядной одежде, не намочив причёску и не переобувая дорогие туфли;
  • не придётся бегать по участ­ку с сумками и пакетами, разгружая покупки;
  • некоторая экономия материалов при строительстве ­(отдельно стоящий капитальный, тёплый гараж обойдётся дороже), легче подвести коммуникации и обеспечить тепло в гаражном помещении;
  • существенная экономия площади, если участок небольшой;
  • безопасность автомобиля. В отдельно стоящие гаражи ­ворам попасть легче.

Недостатки:

  • «ароматы» бензина и выхлопных газов потребуют установки качественной и эффективной системы вентиляции;
  • вибрация и шум двигателя будут слышны во всём доме. Придётся подумать над звукоизоляцией или спроектировать тамбур между гаражным и жилым помещениями;
  • тающий снег и наледи с вернувшегося в тёплый гараж авто­мобиля создадут атмосферу повышенной влажности, к тому же эта сырость будет изрядно сдобрена химическими реагентами, которыми щедро поливают улицы и трассы;
  • в двигателях внутреннего сгорания автомобиля и в технических узлах используются взрывоопасные горюче-смазочные материалы, которые создают повышенный риск пожара. Всего одна искра неисправной проводки может уничтожить весь дом.
Фото: Shutterstock.com

Пристроенный

Такая конструкция снимает ряд проблем, связанных со встроенными гаражами. Пристройку возводите как на общем с домом фундаменте, так и на отдельном (если дом уже построен). Крыша может быть общей или иметь собственный скат. Вход проектируют отдельный, но бывает и комбинированный вариант: отдельный вход в гараж с улицы и ещё один вход из домовых помещений. Несколько легче будет обеспечить защиту от шумов, запахов и влаги, но противопожарная проблема остаётся столь же актуальной.

Иногда возводят двухэтажные гаражные пристройки, а на втором этаже размещают мастерскую, кладовую или какое-нибудь другое нежилое помещение.

Существует и ещё одна опасность, связанная со встроенными и пристроенными гаражами, которая особенно актуальна в последнее время, когда появляется всё больше современных автомобилей, работающих практически бесшумно. В нашей стране и за рубежом отмечались случаи, когда владельцы машин забывали выключать двигатель, а потом происходило отравление накопившимся угарным газом.

Фото: Shutterstock.com

Отдельный

Возможно, вы выберете именно такой вариант.

Преимущества:

  • в дом не попадают шум, грязь и запахи;
  • при характерной планировке удастся въехать с улицы сразу же в гараж и не надо лишний раз открывать ворота. Выйти из гаража получится через заднюю дверь – на участок и пройти по дорожке к дому;
  • в случае пожара больше шансов, что пламя не доберётся до дома.

Недостатки:

  • хороший капитальный гараж стоит дорого, особенно если вы захотите его оформить в том же стилистическом ключе, что и другие постройки;
  • займёт немало места, придётся соблюдать принятые нормы и юридически оформлять постройку, если она капитальная;
  • возникнут проблемы и расходы с подводом коммуникаций и отоплением. Эксперты утверждают, что в отапливаемых гаражах автомобили подвергаются большему риску коррозии, чем под обычным проветриваемым навесом, поскольку там выше влажность и больше перепады температур на улице и в помещении;
  • зимой необходимо расчищать подъезд к гаражу;
  • добираться к дому в дождь придётся под зонтом или короткими перебежками.
    Важно
    Если вы уже определились с типом своего будущего гаража, то текущие вопросы будут связаны со строительством: выбор конструкции и материала, кровли, фундамента, утепления, автоматических дверей и ворот с дистанционным управлением.