«Остановить время». Составляем композиции из сухоцветов

Анна Красавцева / Фото автора
Фото: Анна Красавцева

Обидно, когда ежегодная радость от первых весенних цветов, летнего разнотравья или ярких красок осеннего сада зимой остается только в воспоминаниях. «Остановить время» помогут композиции, составленные из сухоцветов.

   
   

Засушенные растения можно не только собрать в традиционные букетики, но даже создать из них настоящие картины. Такие работы выглядят очень необычно, зачастую приходится гадать: нарисованы цветы, сделаны искусственно или они все-таки настоящие? Цветочные панно украсят любой интерьер или послужат замечательным подарком, а сделать их совсем не сложно. Даже если заготовленных летом растений у вас пока нет, можно использовать цветы из подаренного букета, сухие колоски или листья и части некоторых комнатных растений.

Руководство к действию

Начать освоение этого вида рукоделия проще всего с составления плоских картин-коллажей из растений, засушенных в технике гербария. Специальных инструментов и материалов для этой работы не потребуется. Все, что вам нужно (плотная бумага, картон, готовая или самодельная рамочка, острый нож, ножницы, при необходимости – карандаши или краски), как правило, найдется в каждом доме либо в ближайшем магазине канц­товаров.

Фото: Анна Красавцева

Перед работой удобно разложите материал на большом столе и рассортируйте по оттенкам. В этом случае вы будете знать, где искать нужный элемент. Проще всего начать с двухцветных коллажей, чтобы при построении композиции не отвлекаться на колористику. Заранее придумайте, что именно вы хотите сделать – портрет растения или абстрактное изображение.

Важную роль играет фон. Он может быть однотонным или разноцветным. В качестве подложки можно использовать рисунки (как карандашные прорисовки, так и брызги, разводы разных красок), фотографии, матовую или блестящую бумагу и т. д. Если на светлом фоне яркие краски выглядят еще насыщеннее, то темный, особенно черный, хорошо выявит красоту светлых, белесых лепестков. Например, цветки многих сортов клематиса, колокольчика персиколистного и хосты, которые при сушке сильно теряют в окраске и становятся цвета слоновой кости с бежевым налетом, на черном фоне буквально светятся перламутром.

Надеемся, что наши примеры послужат толчком для вашей фантазии и вдохновят вас на создание своих собственных композиций.

На заметку
Необязательно приобретать для картин из сухоцветов новые рамки: многие из них органичнее вписываются в сделанные своими руками или отреставрированные старые. (Фото 2.)

Торжество классики

Фото: Анна Красавцева

Классический пышный букет пионов в вазе, занимающий все пространство картины, подразумевает ровный спокойный фон, поэтому для основы выбран однотонный лист картона. Его цвет может быть различным, но он обязательно должен гармонично сочетаться с окраской рамки. В нижней части картины разместите ажурный от прогрызенных слизнями дырок лист калужницы, разрезом вверх – он будет имитировать округлую вазу. Подклейте к горлышку вазы три цветка пиона, начиная с самого крупного и расположив его в верхнем правом углу. Лучше намазывать клеем только середину цветков: в противном случае вы не сможете сделать букет плотным и подсунуть следующий цветок под предыдущий. Вокруг пионов и на лист калужницы в произвольном порядке наклейте цветки гортензии. (Фото 1.)

   
   

В английском стиле

Фото: Анна Красавцева

Эти миниатюрные композиции так и просятся в маленькие круглые рамки для фотографий. В них использованы отлично сохраняющие цвет верхушки соцветий иван-чая, цветки разных сортов флокса метельчатого и хосты. Сделав несколько картин с разным сюжетом, но в едином стиле, вы сможете развесить их в виде горизонтального или вертикального ряда. Вместе, словно поддерживая друг друга, они выглядят выразительнее. (Фото 3, 4.)

Цветочная угадайка

Очень интересно экспериментировать, перемешивая в композиции части абсолютно разных растений. Например, отделенные от цветоноса цветки хосты вместе с узкими листьями облепихи чрезвычайно напоминают крокусы. Эта неожиданная пара прекрасно смотрится в небольшой рамке. (Фото 5.)

Как подготовить материал

Растения для плоских коллажей сушат традиционным способом ботаников – между газетными листами. Сложенную пачку размещают между двумя дощечками и придавливают прессом (им может быть камень или кирпич). Чтобы растительный материал высыхал быстрее и сохранял свой цвет, дощечки ставят на печь или подходящий обогреватель. Быстрая сушка между листами бумаги с помощью проглаживания горячим утюгом хороша лишь для упругих осенних листьев, ставших «пергаментными» цветков гортензии древовидной и метельчатой и т. п.

Фото: Анна Красавцева

У выпуклых или махровых соцветий лепестки лучше оборвать и засушить по отдельности. Впрочем, соцветие пиона, сорванное на второй-третий день после полного роспуска, высыхает и в «собранном» виде, но требует больше прокладок из газет, частого проветривания в процессе сушки и более тяжелого пресса. В противном случае его серединка может заплесневеть. Если растения были собраны после дождя или росы, то им нужно дать немного обсохнуть на газетном листе и лишь после этого отправлять на сушку.

Хранят высохшие растения в папках, проложенными бумагой или газетными листами, но под легким грузом. Помните, что оказавшийся слишком тяжелым груз приводит к истончению лепестков и листовых пластин, делая их не только менее фактурными, но и хрупкими.

После сушки у многих растений кардинально меняется привычный облик, и, к сожалению, далеко не всегда в лучшую сторону. И наоборот: поврежденные болезнями и вредителями цветки и листья в картинах могут смотреться очень эффектно. Например, обычно отправляемые в компост изъеденные слизнями или гусеницами листовые пластины калужницы, бузульника, покрытые пятнышками старения лепестки роз, причудливо изогнутые под воздействием ветра стебли. Чтобы выявить подходящие для задуманного коллажа образы, придется поэкспериментировать! (Фото 6.)

Смотрите также: