Нужно возделывать наш сад

   
   

Франция известна своей любовью к природе и искусством ее обустройства. Вместе с тем горожане этой страны испытывают недостаток в зелени. В настоящее время как минимум один из двух французов мечтает сам выращивать фрукты и овощи. Опрошенные указали на две причины: вкус «сделано дома» и экономия (появился даже термин «антикризисный огород»). Не подумайте, что мы говорим только о мечтах, – «дачи» реально существуют и расположены как внутри городов, так и в пригородах. Причем в последние 40 лет их число непрерывно растет.

Семейные коллективные сады

Отдаленно напоминают российские садовые товарищества. В основном используются для выращивания овощных культур: моркови, кабачков, патиссонов, тыкв, репы, стручковой фасоли, лука-порея, томатов, самых разных салатов и пр. Возделываются также лекарственные растения и ароматические травы. Ягодных кустарников мало, садовая земляника тоже выращивается без фанатизма. Практически нет фруктовых деревьев – исключение может составлять черешня или яблоня. Есть садоводы, которые сажают только цветы. В любом случае большинство участков воспринимается как места отдыха. Все выращенное предназначено для индивидуального потребления, продажа полученной продукции запрещена.

Участок в семейных французских садах обычно невелик – от 1,2 до 2,5–3 соток. Коллективная территория разделена на индивидуальные наделы либо зелеными насаждениями, либо легкими ограждениями, не закрывающими территорию от посторонних взглядов. Индивидуальные пользователи не являются ни владельцами, ни арендаторами. Участок выделяется мэрией согласно очереди. Пользование им платное, но цена не обременяет семейный бюджет. Например, в одном из таких садов недалеко от Парижа каждая семья вносит 50 евро в качестве гарантии за корректное пользование землей (эти деньги возвращаются после того, как семья решит прекратить заниматься садоводством). Каждый год платятся членские взносы – меньше 100 евро за садовый участок в 120 м2.

Однако к ведению садоводства предъявляются жесткие требования: ограничено использование химических препаратов (гербициды вообще запрещены), стимулируется биологическое, натуральное садоводство. Для компостирования, как правило, организовано общее для всего коллектива место. На каждом участке расположена типовая постройка для хранения садовых инструментов. Садовод не может построить на участке никакого садового домика. Огородник может быть лишен участка, если не заботится о нем.

Все решения принимаются общим собранием садоводов. Руководство коллективным садом лежит на его председателе, которого здесь называют президентом и у которого имеются помощники (бухгалтер, охранник, садовник). Все они работают на добровольных началах, не получая ни зарплаты, ни другой компенсации за свой труд.

На территории сада часто имеется общий обустроенный участок, на котором могут располагаться постройка для проведения коллективных мероприятий и встреч, детская и спортивная площадки, небольшой фруктовый сад, парник, бытовка для хранения общих дорогостоящих инструментов.

   
   

Сегодня мэрия не может удовлетворить все заявки на садовые участки: земли не хватает. В рамках решения этой проблемы возникла концепция «дворовых садов»: жильцам многоквартирных домов отдается прилегающая к дому территория, которая делится на участки площадью от 20 до 150 м2. Обитатели городских квартир могут видеть свои

участки из окон и спуститься, чтобы поработать там час-другой, сорвать зелень к обеду, позагорать и поболтать с соседями.

Общественные сады

Создаются по инициативе жителей микрорайона. Под сады отводятся места в общественных парках и скверах, на придомовой территории, между жилыми зданиями, на крышах и террасах. Площадь их обычно небольшая – от 1 до 5 соток. Всего в Париже около 60 таких садов: они служат не столько для занятий садоводством, сколько для совместного досуга. На территории организуются совместные обеды и просмотры фильмов, выставки, обмен посадочным материалом. Участники обязуются никому не ограничивать доступ на «свою» территорию: она остается общественным местом, и никто не имеет права использовать ее в частных интересах. Каждый общественный сад имеет и свою специфическую цель: например, работа с местными детьми или инвалидами.

А как же само садоводство? Общественные сады играют роль экспериментальных площадок для экологически правильных практик наподобие органического земледелия. На этих небольших площадях приживаются весьма оригинальные проекты – например, в одном из них открыта «гостиница для насекомых».

Сады социальной реабилитации

Организуются в помощь людям, находящимся в крайне трудных жизненных условиях.

В настоящее время в Париже и в регионе Иль-де-Франс имеется более 40 таких садов. Они организуются, сопровождаются и контролируются Национальной федерацией ассоциаций по социальной реабилитации и включению в общество самых обездоленных его членов.

Например, ассоциация «Сад на бетоне» работает с людьми, чье пристрастие к алкоголю, казалось бы, уже привело к разрушению личности. Но в процессе садовой терапии эти люди постепенно возвращаются к жизни. Этот долгий путь они разделяют с добровольцами – участниками ассоциации.

В городе Севран, расположенном в 18 км от Парижа, в социальном саду на 2,5 га земли выращиваются овощи. В конце рабочего дня каждому садоводу выдается продуктовая сумка, в которой по одинаковому набору выращенных и собранных ими же сезонных овощей и салатов.

К саду примыкает участок для детей: сюда приходят детсадовцы и школьники со своими воспитателями и учителями.

Данный сад расположен в непосредственной близости от жилых домов, заселенных эмигрантами из арабских стран, – то есть в крайне неблагополучном районе. Несколько раз он страдал от вандализма. В 2005 году, когда в парижских пригородах горели машины, здесь было сожжено административное здание с хозяйственными помещениями. Но после каждого происшествия прежний порядок восстанавливается.

Это интересно

Первые коллективные сады появились во Франции в 1899 г. Они рассматривались как средство помощи рабочим, страдавшим от жесточайшей эксплуатации, проживающим в антисанитарных условиях и подверженным алкоголизму. Сады должны были дать им возможность занять более достойное место в жизни.

Луиза Бухараева, директор Программы Дома наук о человеке - Париж «Устойчивое городское развитие: горожанин и природа», руководитель научного проекта Использование городских и пригородных почв для устойчивого развития городов» французского Министерства экологии, устойчивого развития, транспорта и жилья

Смотрите также: