Великие «возвращенцы», или Как объекты культуры находят дорогу домой

Статуя Апполона Бельведерского. Фото: www.globallookpress.com

Во время военных действий страны часто прибегают к так называемому «сбору культурных трофеев», которые переправляются в национальные сокровищницы. После заключения перемирия некоторые из этих произведений искусства отправляются «по домам».

   
   

Из истории

Французская реституция

Справка
Реституцией называют возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного из страны в ходе войны.

Первая в мире реституция произошла в период правления Наполеона. Французский император решил создать на базе Лувра «супермузей» на благо всего человечества. С этой целью французы принялись «изымать» культурные ценности у побежденных народов. После того, как Франция потерпела поражение при Ватерлоо, союзные монархи-победители решили «раздать» луврские произведения обратно согласно исходной принадлежности. С 1815 года Венский конгресс обязал Францию вернуть все «награбленные» сокровища законным владельцам. Всего было возвращено более 5000 уникальных произведений, например, Гентский алтарь братьев ван Эйков возвращен Бельгии, а статуя Апполона Бельведерского — Италии.

Версальская компенсация

В ходе Первой Мировой Войны немцы истребили и захватили множество предметов культурного достояния. Например, немцы уничтожили знаменитую бельгийскую библиотеку в городе Лувен. Согласно же принятой на тот момент 56-й статье Гаагской конвенции, «всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение... исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются». Кроме того, в Версальском мирном договоре 1919 года уточнялось, что Германия обязана компенсировать потери пострадавших от ее нападения стран. В соответствии с этим было решено заменить реституцию на так называемую компенсацию. Это означало, что украденные ценности должны были быть заменены на аналогичные по стоимости и назначению. Таким образом, потери бельгийской библиотеки компенсировались книгами из немецких библиотек, а также возвращением в Гент шести створок алтаря работы ван Эйков, купленных немцами в 19 веке на законных основаниях.

Гентский алтарь братьев ван Эйков. Фото с сайта wikipedia.org

Фашистские «сборы»

Как известно, Гитлер планировал собрать все ценности «арийские по духу» в Германии, в связи с чем захватническая политика оправдывалась реституцией «украденных» у немецкого народа культурных объектов.

   
   

Как только фюрер был свержен, страны-победительницы начали процесс возвращения похищенных произведений искусства. Англичане и американцы даже организовали пункты сбора всех найденных в стране ценностей, дабы идентифицировать владельцев и вернуть их обратно на Родину. Советский Союз же вывозил найденные произведения из зоны оккупации сразу же в Москву, Ленинград и Киев. Кроме того, России предоставили часть экспонатов немецких музеев, которые попали под английских и французский контроль в счет уничтоженных в ходе войны национальных культурных объектов. Союзники хотели было составить список вывезенных в СССР культурных ценностей, однако российская сторона отказалась раскрывать «культурную добычу».

Впоследствии, СССР столкнулся с проблемой «утайки» трофейных коллекций. В частности, после реституции основных произведений искусства владельцам, англичан и американцы предали управление над пунктами сбора властям Германии. На тот момент в них оставались только предметы немецкий музеев. Министр иностранных дел СССР Молотов предложил не укрывать от общественности картины Дрезденской галереи, а вернуть ее на Родину в Германию как жест доброй воли. Возвращение было приурочено к созданию Организации Варшавского договора в 1955 году. Постепенно, восточным немцам вернули не только коллекции Дрезденской галереи, но и практически все ценности музеев Восточной Германии. С той же идеологической подоплекой были возвращены объекты искусства румынам и полякам, подчеркивая добровольный характер возвращения ценностей.

Главный зал Дрезденской галереи. Фото с сайта wikipedia.org

В дальнейшем укрытие «трофейных ценностей» периодически всплывало в отношениях между странами-участниками Второй мировой войны, но добить от России полного возвращения всех культурных объектов не удалось. В 1995 году парламент России и вовсе наложил мораторий на любые возвраты предметов искусства. Всего, по подсчетам немецкого фонда «прусское культурное наследие», в России осталось более миллиона объектов искусства и около 4,6 млн редких книг и манускриптов.

Возвращены были в Россию и ряд произведений, находившихся в немецком владении со времен Великой Отечественной войны. Среди них такие работы, как акварель «Вид Монрепо», картина Кипренского «Портрет художника Басина», полотно Ричи «Свадебная церемония царя», фрагмент Янтарной комнаты и комод Янтарной комнаты, колокол из церкви Старая Руса, икона «Образ Богородицы Псково-Покровской» и некоторые другие произведения искусства.

Из мировой практики реституции

В Австрии сложилась довольно таки спорная ситуация с предметами искусства, которые должны были вернуть уцелевшим после войны евреям. В 1940-1950х годах конфискованное было возвращено, однако, согласно австрийским законам, вывезти из страны свои коллекции они не могли. Пришлось семьям коллекционеров «дарить» музеям половину своих собраний, чтобы иметь возможность вывезти остальную часть.

Резонансное дело связано с возвратом картины экспрессиониста Людвига Кирхнера «Уличная сценка» наследникам еврейской семьи Хесс. Полотно было изъято из берлинского музея Брюке летом 2006 года. Согласно официальной версии картина не была конфискована немцами в ходе войны, а была продана в 1936 году Хессами коллекционеру из Кельна за большие деньги. Согласно немецкому законодательству, сама Германия должна была доказывать факт продажи этой картины, но найти доказательства получения Хессами денег не удалось, и картину пришлось вернуть наследникам.

Реституция не является исключительно европейским явлением, как могло показаться. В 2010 году японцы возвратили корейцам (Сеулу, в частности) боле 1400 наименований культурных ценностей, захваченных Японией во время оккупации Корейского полуострова с 1910 по 1945 года.

Громкое судебное разбирательство относительно портрета Адели Блох-Бауэр I, именуемой еще «Золотой Аделью», проходило с 2000 по 2006 годы между наследницей Блох-Бауэра и австрийской галереей Бельведер. Полотно кисти художника Гюстава Климта оценивалось в сто миллионов евро. После длительного разбирательства, суд постановил возвратить картину наследникам Блох-Бауэра, проживающим в США. Кроме того, было возвращено еще 10 картин Климта.

«Из России с любовью»

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия периодически отчитывается о перемещении культурных ценностей из РФ в те страны, которые утратили национальное достояние после войны.

Михайловский собор Михайловского Златоверхого монастыря до Октябрьской революции. Фото с сайта wikipedia.org

Так, Украина решила восстанавливать архитектурный ансамбль Михайловского Златоверхого монастыря, а в частности Михайловского собора, часть фресок которого осела в государственном Эрмитаже. Всего на территории России оказалось 17 фресок, однако документационный след фрагментов стенного убранства Михайловского собора теряется в национальных архивах. В 2001 году, после определения происхождения четырех фресковых фрагментов, они были переданы Украине. Позднее, в 2004 году, эксперты выяснили происхождение еще 7 фрагментов, которые также вернулись в Украину.

Венгрия обрела собрание книг из библиотеки Шарошпатакского реформаторского колледжа Венгерской реформаторской церкви. Согласно одной из версий, собрание редчайших книг и рукописей после Второй мировой войны оказались в Нижегородской государственной областной библиотеке. В 2002 году власти Венгрии подняли вопрос о возвращении национального достояния, и в 2005 году РФ передала венграм ценное собрание.

В 1993 году Российская научная библиотека Ростовского государственного университета передала Германии более 10 тысяч книжных изданий, в том числе произведения Дидро, Руссо, Вольтера и других.

В 2000-м году министру культуры Германии было вручено свидетельство на право вывоза около ста произведений графики из коллекции Кунстхалле города Бремена.

То и дело в Германию возвращаются произведения Дрезденской галереи. Уже в 2001 году президент Путин передал три картины, считавшиеся утерянными в годы войны («На берегу моря» Мульера, «Девушка на коленях мужчины» Лунденса и «Моление в красной мечети» Слефогдта) германской стороне.

Из Эрмитажа во Франкфурт-на-Одере отправились 111 элементов витражей Мариенкирхе XIV века, а также витражи церкви Святой Марии, находившиеся в России с 1946 года.

Смотрите также: