Истринский Драматический - старейший театр Подмосковья.Небольшой, компактный, он был создан ещё до революции — в прошлом году двухэтажный особняк отпраздновал 105-летие. Сейчас здесь всё по-новому: стены в фойе выкрашены в яркие цвета, повсюду следы свежего ремонта, и только узкие дверные проёмы напоминают — на большое количество посетителей здесь не рассчитано. Это и понятно — задумывался нынешний театр как «Народный дом».
В начале прошлого века такие дома строились во многих городах России. По сути, это были первые клубы, культурные общественные заведения, где должны были располагаться театр, библиотека и чайная.
«Для города это было большим событием, так как здание каменное — до революции каменных зданий было всего 18. Землю под этим особняком в стиле модерн выкупили купцы», — рассказывает художественный руководитель театра Алексей Губин.
Историческое здание, где сейчас находится театр, построили на деньги сына знаменитого мецената Саввы Морозова Тимофея Саввича, который активно участвовал в общественной и культурной жизни Воскресенска — именно так назывался до революции город Истра.
«Сегодня вокруг нашего здания остаётся частный сектор города, здесь живут старожилы, коренные истринцы, там же, где жили ещё их предки. Один из первых актёров этого театра, Пётр Иванович Александровский, был городским главой — мэром дореволюционного Воскресенска. В частном секторе до сих пор проживает его внучка, и она очень помогла нам восстановить историю театра», — говорит Алексей Губин.
Сам театр в Истре был создан ещё в 1908 году, как первый в Звенигородском уезде любительский театр. Профессиональным он стал 20 лет назад.
«Зарплаты небольшие, работая в нашем театре они подрабатывают в других проектах, снимаются в кино, сериалах... Даже выезжают в другие города по контракту. Такова практика сегодняшнего провинциального актера — работа, чтобы выжить», — рассказывает Алексей Губин.
Сам художественный руководитель Истринского драматического пришёл в театр, когда ему было всего 14 лет. Закончив молодежную студию, он ушёл в армию, а после поступил в Московский государственный институт культуры на отделение театральных режиссёров.
«В юности сначала я хотел актёрствовать, но так случилось, что именно тогда, когда я закончил институт, открылась вакансия руководителя, меня уговорили, и я ни минуты не жалел. Свои спектакли я вынашиваю, как детей вынашивает мать».
Сейчас в репертуаре Истринского драматического 12 спектаклей, из которых половина — для детей. Почти во всех спектаклях театра принимает участие Андрей Соколов, который не только является одним из ведущих актёров, но и работает здесь директором.
Российскому зрителю Андрей Соколов знаком по сериалу «Всегда говори всегда», также на его счету работы на большом экране — например, он появился в недавно вышедшем фильме «В спорте только девушки». На вопрос о том, не хотелось ли когда-нибудь бросить Истринский театр и уйти в большое кино, Андрей Соколов отвечает: «Очень хочется развивать театральное искусство именно в Истре, выполнить задачу-минимум, а потом уже будем думать, куда идти дальше. Мне очень нравится здесь, это мой родной дом, коллектив — все родные люди, поэтому я пока ни о чём другом не думаю», — комментирует Соколов.
«В лаптях не ходим»
«Возглавив этот театр, мы сразу занялись ремонтом, потому как всё было в руинах. Только представьте себе, мы насчитали 18 разбитых окон! — рассказывает Алексей Губин. — Расчистили запущенную территорию, выкорчевали своими силами сухие и гнилые деревья».
Главный упор делался на уют, при этом атмосферу маленького провинциального театра начала века удалось сохранить.
«Говорят, даже до революции здесь было гораздо скромнее. Но мы же тоже в лаптях не ходим, правда? В театре должно быть красиво. Люди приходят в театр отдыхать и наслаждаться искусством. И этой высокой задачи можно добиться не только непосредственно спектаклем, но и атмосферой вообще», — объясняет Алексей Губин.
«В большом здании можно тоже сделать уютно и тепло, но вот, мне кажется, человек себя чувствует более уютно в небольших камерных помещениях, — говорит Андрей Соколов. — Совсем скоро так будет и у нас — появятся шторы, мебель, мы разместим в некоторых местах реплики старины — потому что зданию сто лет, и мы хотели бы это подчеркнуть».
«Развалины обретают вторую жизнь»
В планах Истринского драматического — развивать театральную жизнь в городе и районе, говорят, потребность — есть. За последние годы посещаемость театра возросла в три раза — и это не предел.
«Мы планируем создание клуба поклонников нашего театра и будем практиковать встречи с ними. Пока шёл ремонт, это было невозможно, но мы чувствуем, что людям хочется поговорить, посидеть в буфете, на диванах, обсудить увиденный спектакль, — говорит Алексей Губин. — Кроме этого, хотим ввести в нашем театре дореволюционную практику — экскурсии по театру. Например, у нас уникальный зрительный зал — благодаря резкому подъёму, с каждого места очень хорошо видно — нет ни крайних, ни центральных мест. Людям это невероятно нравится».
В театре сохранилось множество эксклюзивных и редких вещей эпохи модерна, которые могут рассказать современному зрителю не только об истории, но и о людях, живших в начале прошлого века.
«В своё время очень большие театры списывали костюмерные, в которых хранились костюмы выдающихся людей. У нас в "Грозе" Андрей Андреевич Соколов играет в сюртуке, в которым во МХАТе играл народный артист Кторов — ученик Станиславского», — рассказывает художественный руководитель театра Алексей Губин.
С реквизитом в Истринском драматическом проблем не бывает: есть свои запасы, иногда он покупается, иногда собирается у людей.
«Если нужны доподлинные, эксклюзивные вещи, они разыскиваются у людей, на барахолках... Бывает, что нужен какой-то стол. Спектакль, к примеру, о военной эпохе. Нужен ободранный страшный стол. Ты идёшь мимо запущенного деревенского двора, видишь, что стоит такой стол. Тогда развалины могут обрести вторую жизнь на сцене».
«Сцена как алтарь»
«Там, где играют узким коллективом, не возникает партнёрской конкуренции. Но у спектакля всегда два состава, и каждый актёр или актриса другого состава переживают, чтобы у них было не хуже, чем у партнёра. Однако конфликтов в нашем театре не бывает», — говорит Алексей Губин. Как будто в подтверждение его слов, в комнату, стучась, заходит один из актёров труппы.
— Что-то очень срочное?
— Ну, в общем, да, — сконфузившись, говорит актёр. — Алексей Иванович, я сегодня без сменной обуви, я просто не из дома ехал, и не захватил...
— Вот, видите, как! Старейший актёр, звезда нашего театра, Виктор Чулков, переживает, что пришёл без сменной обуви на сцену. Сцена — это как алтарь в театре, — поясняет Алексей Губин. — Виктор Александрович, я вас умоляю, прекратите! Я лично вымою за вами пол, если позволите! — шутит он.
«Пустых залов не бывает»
В последнее время аудитория театра расширилась, но не только за счет жителей Истры. Истринский драматический начинают приезжать люди из соседних регионов, в том числе из Москвы.
«Это особенно приятно, потому как москвичи — избалованная публика, в Москве много крупных театров с очень серьёзными возможностями, — говорит Алексей Губин. — Но люди покупают недвижимость, загородные дома, начинают осваивать культурное пространство нашего района и конечно, в первую очередь, приходят в наш театр. И оказывается, что наш театр нравится московской публике. Она начинает приезжать специально на спектакли, отслеживая репертуарный план в интернете. Пустых залов не бывает никогда».
Сегодня билеты на спектакли Истринского драматического можно купить онлайн. Кроме этого, с гастролями приезжают другие театры — как российские, так и зарубежные.
«Недавно нас посетили театры из Эстонии и из Израиля. Все гости восхищаются нашей атмосферой, — рассказывает Алексей Губин. — Нам повезло, у нас традиционно власть помогает театру. Но так происходит не везде — во многих маленьких городах театр очень бедствует — я об этом читаю. Например, режиссёр жалуется, что декорации приходится хранить дома... Благо, у нас такого не бывает».
В этом году Истринский драматический театр уже второй раз примет участие в летней международной театральной школе, организуемой Союзом театральных деятелей России, — именно на его сцене будут показаны премьеры спектаклей, поставленных в рамках школы с участием молодых профессиональных актёров из более, чем двадцати стран мира.
«Без права на фальшь»
«В большом театре больше возможностей, там легче спрятать то, что не требует особого мастерства. В маленьком театре актёр выходит на очень небольшом расстоянии, лицом к лицу к зрителю, и он не имеет права на фальшь. Здесь нужно быть очень изобретательным, чтобы создать атмосферу в спектакле, — рассказывает Алексей Губин. — Если в большом театре машинерия, колосники поднимаются, полы раздвигаются, вода льётся... В маленьком же театре публику удивлять приходится исключительно актёрским мастерством или же какими-то интересными режиссёрскими решениями».
«Есть и свои трудности. В крупных театрах, безусловно, и масштаб другой, финансирование другое, наличие служб: и бутафорских, и костюмеров, и производственных мастерских. У нас всего этого нет, поэтому иногда мы — плотники, иногда — столяры, и делаем мы всё вместе чаще всего. Хотя есть специалисты в разных областях, но приходится помогать и активно участвовать в выпуске спектакля в процессе постановки, — говорит Андрей Соколов. — У нас однажды в гостях был писатель Леонид Жуховицкий, и он сказал, что "Город без театра — это деревня". Театр — это искусство, которое создаётся на твоих глазах, и ты творишь вместе с актёрами, как зритель».
«В силу того, что город с театральной традицией, и при этом очень большой, между артистами, художниками театра и публикой создаются отношения особо доверительные, — говорит Алексей Губин. — Когда я перед спектаклем прохожу по фойе, замечаю, что зрители со мной здороваются, потому что узнают, здороваются с актёрами. И это очень приятно. Я не всегда могу вспомнить каждого зрителя, но по тому, как улыбаются люди, я понимаю, что это уже родные души».
Смотрите также:
- Сергей Галахов: «На открытое письмо актеров сподвиг страх потерять место в «болотце» →
- Ведущий Фёдор Баландин: «Фестиваль у нас будет театрально-телевизионный» →
- Устроили сцену! Театру Маяковского – 90 лет →