Как вернуть современному театру осмысленную пьесу?

Категория:  Мероприятия Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52 25/12/2019
Ответ эксперта

На минувшей неделе в Театре им. Маяковского подвели итоги Международного творческого конкурса «Автора – на сцену» – на лучшую современную пьесу года.

   
   

Впервые эти награды вручали в прошлом году. А с 2019 г., Года театра в России, у­чредители и организаторы конкурса – Национальная ассоциация драматургов и общество «Театральный агент» – приняли решение сделать его ежегодным.

В этом году жюри надо было изучить 306 пьес от авторов из 17 стран, чтобы ото­брать 10 победителей и 3 дипломантов. А в номинации «Русская историческая пьеса» победил Игорь Афанасьев с драмой «Пётр Великий из плоти и крови».

«Помимо диплома жюри вручает победителям сертификат на 500 тыс. руб., – поясняет председатель жюри конкурса, глава Национальной ассоциации драматургов писатель Юрий Поляков. – Эти деньги перечисляются на счёт театра, который решит поставить пьесу лауреата. Руководство театров, как правило, опасается браться за современную драматургию. А наш подход – неплохой стимул для них. Мы задумывали этот конкурс для того, чтобы выявить и поддержать драматургию, опирающуюся на традицию, ищущую новые пути не в ущерб здравому смыслу и назначению искусства».

По большому счёту, основная цель конкурса – дать шанс драматургам и оживить репертуар театров, испытывающих острый дефицит именно в современных пьесах. А­вторы этот шанс оценили, почувствовали, что ими кто-то заинтересовался. В нынешнем году было прислано чуть ли не на 100 произведений больше, чем в п­рошлом, – рост примерно на треть.

«Я думал, что нормальная человеческая драматургия закончилась, – говорит член жюри режиссёр Пётр Орлов. – Но, когда меня позвали читать пьесы, приходящие на конкурс, я увидел россыпь произведений, которые хочется ставить! По-человечески интересные и профессиональные с точки зрения театра. Невероятно полезное начинание – дай бог, чтобы оно не угасло».

В числе пьес, которые хочется читать и ставить, отмечены, например, «Шахтёр» Д. Артиса, «Восьмидесятник» А. Домовца, «Лунный блюз для Греты» Е. Барсовой-Гринёвой, «Американец» Д. Бочарова.

   
   

«Сегодня уже успели подзабыть, что в нормальном театре главный драматург, – заметил Юрий Поляков. – Ведь со сцены произносят слова, им написанные. Режиссёр, при всём уважении к его сложной профессии, – это интерпретатор. Я считаю, что возвращение в театр реального слова, реального смысла сейчас крайне необходимо».

Смотрите также: