Билетов.net. Как победить в Москве театрально-билетную мафию?

В ближайшие дни дают «Лебединое озеро» и «Евгения Онегина» - балетные и оперные хиты. «Касса закрыта, часов до 19.00 (!), а там уже спектакли пойдут, - оправдывается охранник, - перейдите площадь, там есть альтернативные кассы, наценка всего 2 тысячи рублей. Ну, э-э, если повезёт».

   
   

13 лет ждать «№ 13»?

Аналогичная ситуация - в кассах МХТ в Камергерском переулке и в детском театре им. Образцова, самом, пожалуй, знаменитом из «малышовых» в Москве. Аналогичная - в смысле невозможности покупки билетов. Кассиры подмигивают левым глазом и называют сайты в Интернете, где билеты всё-таки можно добыть - с переплатой в тысячи рублей. На спектакль МХТ в постановке Владимира Машкова «№ 13» я фанатично пытаюсь попасть лет 7 подряд - честно захожу в кассы театра, сверяясь по Интернету с началом продажи билетов. Безрезультатно. Уже и актёрский состав постановки поменялся, и сюжет модернизировали, а попасть туда по-прежнему сложно. Разве что купить билет через интернет-кассу за 15 тыс. руб.?

«Всё дело в законодательном пробеле, - комментирует Михаил Городинский директор одного из крупнейших в столице театральных агентств. - статьи о спекуляции театральными билетами в Уголовном кодексе НЕТ. (Даже когда Большой театр судился с сайтом bolshoi.me, спекулянтов билетами обвиняли не в наценках, а в... сходстве с названием знаменитого театра! - Ред.) 

Вот все и наживаются как могут. Да, в Большом театре ввели продажу билетов по паспортам - и что? Неужели у спекулянтов не найдётся 10-20 документов для оптовой закупки? Здорово, что театры в принципе пытаются бороться со спекулянтами, но без помощи они не победят - необходимы серьёзные изменения в законодательстве». 

Коллаж: АиФ / Андрей Дорофеев

Спекулянтов - в закон!

«Давным-давно с театральными спекулянтами пытались бороться, - говорит историк Елена Терехова. - В Уголовном кодексе Российской империи имелась специальная статья, согласно которой за перепродажу билетов полагались арест и ссылка. У театральных касс выставляли специальные посты полиции. В 1910-м сыскная полиция провернула масштабную операцию - арестовала в Москве около полусотни барышников, которые сдали своего «билетного короля» - Якубчика. Увы, в суде он сумел доказать, что в спекуляции билетами виноваты... кассиры театров!

В 1922-м советская власть разработала целую программу по борьбе с театральными перекупщиками в стране: большая часть дешёвых мест должна была распределяться в трудовых коллективах по твёрдой цене, все билеты на галёрке передавались Центральному бюро коммунистического студенчества. К сожалению, задушить «гидру перекупщиков» так и не удалось». По воспоминаниям генерал-майора полиции Александра Гурова, в 1980-х гг. в Москве арестовали крупную группу билетных спекулянтов - оказалось, работали они под покровительством местных сотрудников правоохранительных органов, получавших процент с перепродаж.

«А что вы хотите? - заявили мне в кассах одного из ведущих столичных театров. - Даже в Нью-Йорке на Манхэттене есть знаменитый сквер, где можно купить билеты на любой спектакль в Америке с приличной наценкой. Отдавая перекупщикам билеты, мы обеспечиваем артистам аншлаги! Цены на билеты беспредельные? В начале прошлого века билет в театр стоил 2 рубля, а корова - 4 рубля, и залы были полные!» Я очень извиняюсь, но... корова в глубинке сейчас стоит 600-800 долларов, если верить Интернету, а билеты на некоторые аншлаговые московские спектакли у спекулянтов стоят в 2 раза больше!

   
   

Племянница заболела. Мамой клянусь!

Билетные аферисты - не чисто московская проблема. Недавно известный британский театр отозвал у перекупщиков более 100 билетов, провёл спецрасследование и выяснил: билеты номиналом 2500 руб. (в переводе на наши деньги ) продавались за... 76 тыс. руб. В Германии пытаются бороться с театрально-билетными спекулянтами с помощью многочисленных скидок для заядлых театралов. В знаменитой Венской опере можно купить за 30 минут до начала спектакля билет за 10-20 евро на стоячую галёрку.

Да и в нашем Большом театре стараются. В этом сезоне оборудовали дешёвые стоячие места, причём с перилами: три ряда в верхних ярусах, 2а, 3а и 4а, в рамках программы «Большой - студентам» билеты на них будут продаваться в дни спектаклей с 16.00 по 100 руб. Соответственно, студентам. Увы, сцену с них практически не видно - «АиФ» провёл свою специальную театральную экспертизу. Вставали на цыпочки, вытягивали шею - бесполезно...

Нужно, без сомнения, принимать отдельный закон, который свяжет руки театральным спекулянтам - причём без всяких лазеек. Потому что в Израиле, например, перепродажа театральных билетов вроде как официально запрещена, но на многочисленных сайтах спекулянты просто не указывают стоимость «лишних билетиков», снабжая предложения историями о «случайно появившихся билетах, вызванных исключительно болезнью дорогой племянницы», - и ловко лавируют между «строгими статьями». 

В Санкт-Петербурге дирекция Мариинского театра несколько лет назад начала продавать билеты исключительно через «свои кассы» и запустила локальную сеть компьютерной реализации - продажи не упали, а спекуляция ощутимо снизилась. Может быть, и Москве стоит присмотреться к наработкам северного соседа?