«Папа безумно чтил и любил кино и свою работу, но в последнее время не снимался, - рассказывает Анна Тихонова, дочь Вячеслава Васильевича. - Жил с нами в нашем общем доме в Павловском Посаде. От предложенных сценариев в большинстве своём отказывался, так как среди огромного количества сюжетов найти что-то достойное ему было очень сложно». Впрочем, Тихонов в последние годы жизни не только не снимался, но и не общался с прессой. Когда Вячеслав Васильевич праздновал 80-летний юбилей, «АиФ» позвонил ему с просьбой об интервью, на что он ответил: «Наверно, мне нечего сейчас сказать современному поколению. Я воспитан совсем не так, как они. Больше всего в людях я ценю порядочность. В этом мы очень похожи с князем Андреем Болконским. Да и ушла моя тема».
Война и мир
Любимой книгой Вячеслава Васильевича была «Война и мир» Толстого. Когда он узнал, что Сергей Бондарчук собирается снимать фильм по этому роману, не упустил возможности встретиться с режиссёром и намекнуть, что именно он мог бы сыграть Андрея Болконского. Но получил отказ: у Бондарчука были на примете другие кандидатуры - Иннокентий Смоктуновский или Олег Стриженов. По воле случая оба актёра оказались заняты на съёмках других картин. Тогда в дело вмешалась Екатерина Фурцева. Она посоветовала Бондарчуку всё же попробовать Тихонова.
Режиссёр спорить не стал. Вячеслав Васильевич великолепно прошёл пробы и был утверждён на роль. Работа над картиной шла целых четыре года. По словам Тихонова, этот фильм «выжал из него все соки». Но и по окончании съёмок легче ему не стало: критики не поскупились на «комплименты» Тихонову, да и сам Бондарчук, как говорят, высказывался нелестно о князе Болконском в его исполнении. Тогда Вячеслав Васильевич решил порвать с кинематографом.
«Фильм папе понравился, - рассказывает дочь Тихонова. - Но возникли сложности в работе над образом, в общении с Бондарчуком. Потому что, как все великие художники, Сергей Фёдорович был в некоторых вопросах суров и принципиален. А мой папа - человек, склонный к самокопанию, иногда даже болезненному. Он все замечания и недовольства принимал близко к сердцу. После выхода на экраны «Войны и мира» папа решил, что уйдёт из кино в театр. Но это было мимолётное решение. Вскоре его настроение переменилось, и он передумал».
«17 мгновений весны»
И передумал не зря: вскоре после выхода в свет «Войны и мира» режиссёр Татьяна Лиознова предложила Тихонову сыграть роль, которая стала для актёра одной из самых важных и запоминающихся, - Штирлица. Первым делом актёр отправился на фотопробы. Форма военного ему была очень к лицу, но вот само лицо Тихонову почему-то не нравилось - казалось, что наш разведчик в фашистской Германии слишком походит на российского интеллигента. Тогда Тихонов прилепил себе под носом усы, как у Гитлера. Татьяна Лиознова, увидев фотографию актёра с гитлеровскими усами, ужаснулась: «Какой кошмар!» И велела вернуть Штирлицу нормальное, тихоновское лицо.
Один из самых пронзительных эпизодов в «Семнадцати мгновениях весны» - свидание Штирлица с женой. Мало кто знает, что его придумал сам Тихонов. «Я был знаком с бывшим советским резидентом в Англии, - вспоминал Вячеслав Васильевич. - Он рассказывал, как ему во время пребывания на территории Соединённого королевства помогли встретиться с супругой». Тихонов предложил Татьяне Лиозновой показать зрителям, что умный и расчётливый Штирлиц, как любой нормальный советский гражданин, тоже умеет любить, страдать, переживать. Так и появился этот полный романтики сюжет.
После показа первых серий фильма о разведчике Исаеве слава Вячеслава просто накрыла с головой. Говорят, сам Тихонов даже расстраивался, что его все воспринимают только как Штирлица и даже анекдоты придумывают. «Был у папы период усталости от этой всенародной славы, - вспоминает дочь Вячеслава Васильевича. - Думаю, что любого актёра начинает смущать, когда зрители помнят только одну роль. Одно время, когда папа выходил на улицу, некоторые не особо воспитанные люди показывали на него пальцем и говорили вслух: «Смотри, Штирлиц пошёл!» Конечно, отцу это не нравилось. Но постепенно народ перестал так активно реагировать на его появление, и папа успокоился».
А ведь «17 мгновений» могло бы и не быть: в вышестоящих кругах ещё до премьеры посмотрели картину и засомневались, надо ли народу знать все тонкости шпионского дела. Говорят, что член политбюро ЦК КПСС Суслов вообще заявил: «В этом фильме нет подвига советских граждан». Но за Штирлица вступился Андропов, и фильм вышел на экраны.
«Да, рассказывали, что фильм хотели запретить, - делится Анна Тихонова. - Даже те, кто создавал картину, сомневались, нужно ли затрагивать эту тему. Было такое время, что всего можно было ожидать, опасно было не то что фильмы снимать, но и говорить о КГБ. Папа рассказывал, что все очень волновались, как воспримут в верхах это кино. Но фильм всем очень понравился. Особенно Брежневу».
Леонид Ильич настолько впечатлился историей советского разведчика, что приказал найти настоящего Исаева и присудить ему Героя Советского Союза. Пришлось тактично объяснить, что это выдуманный персонаж. Но Леонид Ильич не успокоился и всё же вручил награду - присвоил Тихонову звание народного артиста СССР. Для публики же Штирлиц и Тихонов стали неотделимы друг от друга. Хотя сам актёр всегда говорил: «Я совсем не Штирлиц, мы с ним слишком разные люди».
Женщины в его жизни
Друзья Тихонова рассказывали, что актёр застал Мордюкову с другим мужчиной, сама Нонна Викторовна утверждала, что Тихонов перестал уделять внимание ей и сыну Володе. Говорят, они помирились только незадолго до смерти Мордюковой. Нонна Викторовна до последних дней жалела о разрыве, а Тихонов благодарил судьбу за то, что встретил свою вторую жену - Тамару Ивановну.
Смотрите также:
- Последний рыцарь нашего кино. История жизни Вячеслава Тихонова (08.02.2013) →
- Последний рыцарь нашего кино. История жизни Вячеслава Тихонова (04.12.2013) →
- Вячеслав Тихонов.Последний рыцарь кинематографа →