Поп-звезда, которой нет. Виртуальная певица Хацунэ Мику заработала миллионы

Хацунэ Мику. © / www.globallookpress.com

И русская Катюша

В 2007 г. в Японии родилась певица, которая не отменяет концерты по причине болезни, потому что вообще не болеет. Все эти 10 лет она не ест, не спит и при этом не устаёт. К тому же работает на своих создателей, не получая при этом гонораров, хотя только за первые 5 лет своей жизни принесла своим владельцам более чем 10 млрд японских иен, или 120,3 млн долл. Она выступала в вечернем шоу Дэвида Леттермана на американском ТВ и на разогреве у Леди Гага, но при этом не даёт интервью и автографов. И ей всегда будет 16 лет. Дело в том, что одну из самых популярных (уже не только в Стране восходящего солнца, но и в некоторых других странах мира) поп-звёзд Хацунэ Мику создали при помощи компьютерных технологий. Она — мультяшный персонаж, а точнее — вокалоид.

   
   

Так называют виртуальных исполнителей, нарисованных в традициях японской анимации аниме и поющих при помощи одноимённой (Vocaloid) компьютерной программы, разработанной компанией «Ямаха». У Хацунэ Мику порядка 70 виртуальных «братьев и сестёр»: Прима, Соника, Лили, Мерли, Кибер Дива. Есть даже вокалоид Катюша, созданная пока только в качестве прикола (в Сети гуляет видеоролик, где она исполняет «Катюшу» на русском с сильным японским акцентом). Но самая известная и популярная, конечно, Хацунэ Мику.

В её раскрутку вложены серьёзные деньги. Её образ задействован в рекламе, компьютерных играх, анимационных фильмах, комиксах, она продаётся в виде игрушечной куклы. Самое поразительное — она даёт концерты, на которых всегда аншлаги. За 10 лет Хацунэ дала всего 50 концертов по всему миру. Поскольку выступает она нечасто, её концерт — всегда событие для поклонников.

Выступление виртуальной артистки — сложное с точки зрения техники зрелище, в котором музыканты на сцене играют на живых музыкальных инструментах, а вокалистка Хацунэ проецируется при помощи 3D-проекторов на экран, установленный на сцене. Изображение певицы получается объёмным. Певица-голограммма не фальшивит, не общается со зрителями, а отрабатывает концерт, как заведённая компьютерная кукла. Но это не смущает зрителей — они аплодирует ей с диким восторгом. «Думаю, что популярность Хацунэ Мику базируется на том, что она может петь в любом стиле (рок, поп, опера, японские романсы — энка и даже любительские песни) и у неё широкий вокальный диапазон, которым не обладает ни один живой артист в мире», — сказала «АиФ» японка, сотрудница Дальневосточного федерального университета Ясуэ Ямана.

Благодаря доступности программы «Вокалоид» (стоимость последней, 4-й версии всего 10 тыс. руб.), в репертуаре Хацунэ Мику 100 тыс. песен в разных жанрах. Любой человек, освоивший программу «Вокалоид», пополняет репертуар певицы.

Что такое «Вокалоид»?

Программа «Вокалоид» синтезирует живой человеческий голос из вокальных фрагментов, взятых у живых исполнителей-«доноров» (или «сэйю» по-японски — актёры озвучки). «Донорами» голоса для вокалоидов могут быть как популярные в Японии исполнители, так и известные лишь узкому кругу японские актёры. Но чаще всего «доноры» предпочитают оставаться анонимными. Свой голос Хацунэ Мику подарила японская актриса озвучки Саки Фудзита.

Создатели максимально «оживили» поп-звезду, помимо возраста наделив её даже весом и ростом. Она весит 42 кг при росте 142 см. Японский пользователь, скрывающийся под ником Negipoyoc, разработал программу (MikuMikuSoine), позволяющую поклонникам даже спать (не заниматься сексом) вместе с Хацунэ Мику. Всё это, конечно, условно. Не условны только бешеные деньги, которые Хацунэ приносит создателям и при этом не капризничает, как живые артисты. Не это ли будущее шоу-бизнеса? Имя певицы так и расшифровывается: «хацу» — «первый», «нэ» — «звук», «мику» — «будущее», то есть «первый звук будущего». Ведь как удобно — нарисовал артиста на компьютере, записал с помощью программы «Вокалоид» его песни и отправил новую звезду в гастрольный чёс по городам и весям. Ну и что, что артист не имеет души, зато поёт круче любых живых исполнителей.

   
   

Идея создания виртуального артиста, конечно, ненова. Можно вспомнить фильм «Кто подставил кролика Роджера» (1988 г.), в котором наряду с обычными живыми актёрами «сыграл» мультяшный кролик Роджер. Или научно-фантастическую киноленту «Симона» (2002 г.) с Аль Пачино, где по сюжету режиссёр Тарански с помощью компьютерной программы создаёт виртуальную актрису Симону, которая становится безумно популярной. Не вытеснят ли вокалоиды со временем живых артистов, если их всё больше будут популяризировать и они будут приносить огромные деньги?

Сначала Хацунэ Мику завоевала Японию, на очереди завоевание США, Мексики и Китая.

Подивились и забыли?

«Люди ходят на шоу Хацунэ Мику по той же причине, по которой ходят посмотреть на себя в аттракционе кривых зеркал или покататься на колесе обозрения, — заявил „АиФ“ музыкальный продюсер Леонид Бурлаков, приложивший руку к раскрутке „Мумий Тролля“ и Земфиры. — Можно также сравнить интерес к ней с феноменом Tokyo Hotel. Песен не было, но был „живой инопланетянин“, на которого все хотели посмотреть. Посмотрели, подивились и... забыли. А чтобы заменить живых артистов, нужны реальный талант, песни. Так как за спиной у этой артистки-голограммы стоят те же композиторы, которые пытались сначала продавить свою музыку с живыми вокалистами, и, видимо, не очень получалось, они решили использовать эту технологию. Очередной Курт Кобейн (вокалист и гитарист группы „Нирвана“) или Земфира выметут из головы слушателей весь этот псевдоновый технологический продукт с помощью всего одной настоящей песни».

Как знать? Ведь существует шоу с Майклом Джексоном в виде голограммы. Те, кто не видел выступление поп-короля, когда он был жив, с удовольствием ходят на эти представления. А между тем в апреле 2017 г. в Токио планируется постановка первого вокалоид-балета «Dr. Coppelius» с Новым японским филармоническим оркестром, где не будет ни одного живого балетного артиста. Может быть, придут времена, когда любого любимого артиста можно будет заказать на дом в виде виртуальной голограммы. И это будет гораздо дешевле, чем сходить на его живой концерт.

Смотрите также: