Моисеевцы стали «аргентинцами»? Знаковые события в жизни ансамбля

Молдавский шуточный танец «Табакеряска» в репертуаре много лет и сегодняшнему зрителю очень нравится. © / Балет Игоря Моисеева

О знаковых событиях этого года рассказала народная артист­ка России, художест­венный руководитель и д­иректор а­нсамбля Елена Щ­ербакова.

   
   

Звёзды сошлись

Наталья Косякова, «АиФ»: Елена Александровна, наверное, самым необычным и ярким событием в уходящем сезоне стала постановка «Танго Del Plata». Как возникла эта идея?

Елена Щ­ербакова: В репертуар ансамбля с 1986 года входит одноактный балет «Вечер в таверне», по­ставленный Игорем Александровичем. Это красивый, театральный спектакль. Ведь мы в некоторой степени заложники наследия Игоря Моисеева и ни в коем случае не можем опускать высокую планку, заданную Мастером. 

В то же время после ухода из жизни великого хореографа пополнять афишу необходимо, хоть и сложно. Мне давно хотелось, чтобы в ансамбле появилось танго, которого ещё никто не видел. Настоящее танго, рождённое по обе стороны реки Дель-Плата - в Монтевидео и Буэнос-Айресе, такое, как его танцуют сами аргентинцы не для иностранных туристов. Хотелось, чтобы этими «аргентинцами» стали моисеевцы. 

Лаура Роатта, хореограф из Аргентины, смогла создать хореографическую картину, своего рода мини-спектакль, при этом сохранив моисеев­ские традиции - наличие сюжета, широту движений и, конечно, плие. Главная героиня спектакля - Венусина, хранительница танго и его философии, стоявшая пред взором сочинявшего музыку Астора Пьяццоллы.

Е. Щербакова с Мастером - И. Моисеевым. Фото: Балет Игоря Моисеева

- Как работалось аргентинскому хореографу в вашем а­нсамбле?

- Отлично! Ещё будучи студенткой балетной школы при знаменитом театре «Колон», в 1977 году Лаура по­смотрела 27 из 35 спектаклей ансамб­ля Игоря Моисеева во время наших гастролей в Буэнос-Айресе. С того времени она влюблена в ансамбль. Вторая наша встреча произошла в 1988 году, также на гастролях в Аргентине. Тогда она уже показывала движения танго самому Игорю Моисееву. 

   
   

Моё приглашение поставить для нас одноактный балет изумило её и стало приятной неожиданностью. Четыре недели на постановку - это мало, но для наших артистов нет ничего невозможного. Такие дисциплина, сценическая культура, работоспособность, фантастическая энергетика встречаются крайне редко. Хореографу с такими танцовщиками работать, думаю, одно удовольствие. Они сделали невозможное - за четыре недели стали настоящими «аргентинцами». Уверена, «Танго Del Plata», которое с каждым спектаклем становится всё более эмоциональным, можно смело показывать и в Аргентине.

- А сложно ли привлечь зарубежного постановщика для работы в Москве?

- Привлечь зарубежного постановщика несложно. Для этого нужны время и деньги. Нам свою помощь предложил Газпромбанк. Предложил сам, что нас очень тронуло. Мы благодарны руководству банка, где понимают: Государст­венный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева - достояние России. Вот так получилось, что звёзды сошлись, и теперь в нашем репертуаре появился ещё один новый интересный спектакль. 

Весеннее турне

- Много ли новых постановок в принципе?

- Со времени ухода из жизни Игоря Александровича - 6. Это были отдельные танцы, пополнившие цикл «Танцы народов мира». А новый спектакль появился впервые. 

- В уходящем сезоне у вас был интересный весенний тур по российским городам. Где успели побывать и как вас принимали?

- Моисеевцев всегда и везде принимают на ура. Я в ансамб­ле с 1969 года и, где бы мы ни выступали, ни разу не видела в залах свободных мест. Наш весенний тур начали в Краснодаре, затем (впервые за 81 год существования ансамбля) выступили в Майкопе, где показали адыгский танец «Тляпатет», поставленный специально для нас художественным руководителем ансамбля «Алан» народным артистом Республики Адыгея Асланом Хаджаевым. Успех был огромный. Хотя танцуем мы по-своему, в моисеевском стиле. 

Затем выступили в Уфе, Челябин­ске, Екатеринбурге и закончили тур в Перми. В Екатеринбурге дали ещё специальный концерт для сотрудников знаменитого завода Уралмаш. Кстати, весь этот тур прошёл при поддержке Газ­промбанка. 

Сегодня гастроли по городам России очень важны. Ведь выросло целое поколение, которое вообще не видело столь высокого уровня постановок народно-сценического танца и их исполнения. Важно, чтобы наши спектакли смогли увидеть молодые зрители и те, кто занимается хорео­графией профессионально. К тому же мы приглашаем специалистов на свои репетиции - уверена, это лучшие мастер-классы. 

Дела заграничные

- Совсем недавно вы побывали в Улан-Баторе. В который раз ансамбль гастролирует в М­онголии?

- С Монголией моисеевцев связывает давняя история. В 1941-м, в начале Великой Отечественной войны, ансамбль был отправлен на Урал, где давал по 5 концертов в день на военных заводах и в госпиталях. Оттуда в 1942-м моисеевцев отправили в Монголию - на первые гастроли за рубежом. В своей книге Игорь Александрович вспоминает, как тепло их встретили там - обогрели, накормили, каждому выдали по меховому тулупу. Тогда же он поставил номер «Монгольская статуэтка», который сохраняется в нашем репертуаре по сей день и имеет огромный успех.

Затем были гастроли 1972 года, тогда монголы обратились к Моисееву с просьбой помочь создать собственный ансамбль. По велению мэтра туда приехал солист ансамбля Вячеслав Бакшеев, который уже заканчивал свою творческую деятельность, ведь век танцовщика очень короткий - всего 20 лет. Помогая создавать ансамбль, он проработал в Улан-Баторе 4 года. Теперь коллектив носит название Монгольский большой театр национального искусства, и во время наших гастролей в этом году его ветераны продемонст­рировали великолепное знание моисеевской школы. 

В Монголию мы поехали в рамках культурной программы «Российско-монгольская инициатива-2018». Был запланирован один концерт. Но нам очень хотелось выступить ещё и для творческой молодёжи, студентов, простых зрителей. И опять нам помог Газпромбанк.

- И вот теперь, в завершение сезона, - Италия. Что приготовили для жителей Апеннинского полуострова?

- В Италии ансамбль гастролировал 13 раз. Концерты проходили по всей стране, в самых разных городах и на самых разных сценах. На сцене театра Ла Скала ансамбль выступал дважды. На этот раз два концерта пройдут в Турине на фестивале, который имеет давнюю историю и «прописался» в центре этого города, на площадках под открытым небом. 

Наши выступления объявлены в рамках программы «Русские сезоны» и опять при поддержке Газпромбанка. Покажем большую программу из цикла «Танцы народов мира» и впервые привезём в Италию еврейскую сюиту «Семейные радости» (последнюю постановку Игоря Александровича Моисеева).   

Молодость и энергия

- Елена Александровна, а­н­самб­лю 81 год, а молодости и энергии ему не занимать. Как удаётся и традиции, заложенные создателем, сохранять, и идти в ногу со временем, всегда оставаясь на недосягаемой в­ысоте?

- Всё предопределено гением Игоря Моисеева. Он был одновременно и уникальным балетмейстером, и режиссёром, а главное - философом. Возвёл народную культуру на уровень профессионального искусства, создал новый жанр народно-сценической хорео­графии. Подобного ансамбля в мире нет, сколько бы ни пытались «снимать» с него копии. Всё искусство Игоря Моисеева пропитано философией добра. Кстати сказать, это очень хорошо понимают на Западе. 

И ещё Игорь Александрович отлично понимал, что для развития ансамбля, созданного в 1937-м, необходима своя школа. Даже в годы войны (в ­1943-м) у государства нашлись сред­ства, чтобы открыть первую в мире профессиональную школу народного танца при а­нсамбле. В этом году мы отмечаем её 75-летие.  

Моисеевцы - это народ, верящий в добро. Мы отлично знаем, что главная заповедь, которая помогает оставаться первыми, звучит так: «Быть чест­ными, и прежде всего перед самими собой».

Смотрите также: