Рецензия на фильм «Геймер»: куда заводит игромания

   
   

Действие картины разворачивается в очень недалёком будущем — как обещает один из начальных титров, через три года после сегодня. И будущее это воплотило все кошмарные сны противников компьютерных игр и сердобольных родителей. Ведущие подростковых телепередач курят и матерятся в прямом эфире, без Интернета и мобильника не обходятся разве что аквариумные рыбки, а компьютерные игры перешли на совершенно новый этап развития. Да, мир по-прежнему играет в искусственные вселенные, где каждый выбирает себе рисованного персонажа и может выдать себя за кого угодно, только вместо двоичного кода на каком-нибудь сервере команды игрока выполняет... живой человек. Сопротивляться командам персонаж не может: в мозг каждого вживлены специальные наноклетки, выполняющие роль дистанционного центра управления.

Игра, как ни странно, пользуется бешеной популярностью, но когда начинает приносить чуть меньший доход, появляется совершенно новое развлечение — типичный компьютерный шутер (стрелялка) «Убийцы». Принцип тот же, участники — самые настоящие живые человеки, только приговорённые к смерти и готовые на всё.

Да, сюжет как-то смахивает на «Смертельную гонку», а страшилками из серии «масскульт делает из тебя зомби» нас закидывают со второй половины прошлого века. Тем не менее есть в «Геймере» что-то такое, от чего всё знакомое не кажется приевшимся, а очевидное — банальным.

Начнём с того, что, несмотря на выпирающий социальный подтекст (извините за штамп) и антиутопическую концепцию компьютеризированного общества, весь фильм пропитан стилистикой видеоигры. Причём настолько густо, что, сев в кресло кинотеатра, чувствуешь, будто сам попал в центр виртуальной реальности. А если вы хоть раз в жизни пробовали игрануть в какую-нибудь стрелялку, поверьте — сразу вспомните старое и будете инстинктивно искать мышь и клавиатуру в подлокотниках кресла. Весь «Геймер» — это сплошная скорость и напряжение, и эти ощущения импульсом передаются зрителю.

Динамичные и в чём-то сумасшедшие экшен-эпизоды, за которые мы так полюбили «Адреналин», и здесь на высоте — камера то замедляется, то в секунду разворачивается на 360 градусов, то облетает километровую боевую площадку, то буквально упирается в висок главного героя. Правда, с непривычки в таких выкрутасах можно и запутаться; но заядлым игроманам это точно не грозит, а если вы с компьютерными играми не в ладах, наслаждайтесь фильмом как американскими горками — быстро, страшно, но ощущения потрясающие.

Единственное отличие экшена «Геймера» от экшена в «Адреналине» — это его накал. В «Адреналине» погони и перестрелки были больше сдобрены грязноватыми шуточками и откровенным стёбом, где-то переходящим границы нелепости. В «Геймере» посмеяться почти не над чем: насилие здесь есть только насилие, и снято оно предельно серьёзно и добросовестно. Нельзя сказать, что режиссёры смаковали кровавые сцены — самое отвратительное попадает в кадр как бы невзначай, по случайной прихоти сошедшей с ума камеры; и тем не менее, пока главный герой выпрыгивает из окон и мелкими перебежками продвигается под перекрёстным огнём, рядом с ним нет-нет, да и снесёт кому-то полголовы. И неправдоподобно густую кровь или куски плоти обязательно отбросит туда, где зритель их заметит.

   
   

Вообще, в фильме достаточно эффектов, направленных именно на лёгкое отвращение. Тут и не пахло пластмассово-силиконовыми боевиками 90-х, где герой был мускулист, неуловим и непробиваем, а злодей отличался от него только национальностью (как правило, восточно-европейской) и взглядами на жизнь. Да и действия персонажей не замутнены внезапно проснувшимся желанием спасти мир: каждый действует в своих интересах, во что, согласитесь, намного проще поверить. И это, кстати, ещё один плюс: несмотря на всю нарочитую виртуальность фильма, его подчёркнуто игровую манеру, поверить в реальность происходящего легче лёгкого, отчего приключения трагического зека в стране зомбированных игроманов становятся ещё интереснее.

«Геймер»

Страна: США

Режиссёр: Марк Невелдайн, Брайан Тейлор

В ролях: Джерард Батлер, Майкл С. Холл, Эмбер Валетта.

Смотрите также: