Сундук раздора. Гигантский чемодан с Красной площади все-таки уберут

Павильон в виде чемодана Louis Vuitton на Красной площади в Москве. © / Роман Кульгускин / АиФ

Элитный багаж

Красной площади не везет в последние десятилетия. Охотников что-то видоизменить в ее облике великое множество, и всякое новое подобное предложение завершается громким скандалом.

   
   

Впрочем, официальные власти облик главной площади страны сами искажают регулярно – во время Парадов Победы стало традицией прятать за фанерными щитами Мавзолей Ленина. Для чего это делают с объектом, который был неотъемлемой частью Парадов 1941-го и 1945-го годов – загадка. Очевидно, проблема заключается в …тараканах, с комфортом поселившихся в чьих-то высокопоставленных головах.

На сей раз, правда, Мавзолей оказался ни при чем. На Красной площади как-то тихо и неожиданно возникло нечто, по своим масштабам превосходящее шедевр архитектора Щусева. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что речь идет о гигантском … чемодане.

Простых москвичей и гостей столицы чемодан на Красной площади озадачил. Разброс мнений  был от «Прикольно!» до «Что за ерунда?» Но большинство просто не понимало – что это за багаж и к чему он тут?

Конечно, чемодан, даже огромный, глазу приятнее, чем обнаженный мужчина с прибитыми к брусчатке гениталиями, однако ясности общественности не хватало.

Выяснилось, что 30-метровым чемоданом Красная площадь обязана компании Louis Vuitton – производителю самых престижных чемоданов, сумок и других предметов багажа.

Инсталляция высотой 9 и длиной 30 метров, по задумке авторов, являлась не чемоданом, а сундуком. По заявлению представителей компании, именно такой некогда заказал себе в компании русский граф Орлов. Правда, граф все-таки просил сундук стандартных размеров.

   
   

Со 2 декабря по 19 января в «сундуке-чемодане» должна была состояться выставка «Душа странствий». Ее посетители должны были увидеть 25 сундуков, принадлежавших знаменитостям прошлого и нынешнего веков, и 12 видеоинсталляций современных художников.

Павильон в виде чемодана Louis Vuitton на Красной площади в Москве. Фото: АиФ / Роман Кульгускин

Фронт борьбы с чемоданом

Надо сказать, что на своем сайте Louis Vuitton анонсировал проведение акции еще в сентябре, но тогда на это практически никто не обратил внимания. Возможно, просто не придали значения, или же не учли, каких масштабов может оказаться «суперчемодан».

Но когда чемодан на Красной площади все же появился, возмущению общественности не было предела. Причем, надо отметить, охватило оно самые различные политические и общественные силы.

Секретарь президиума ЦК КПРФ Сергей Обухов заметил, что «Красная площадь – сакральное место», чемодан назвал «похабщиной», и пообещал обратиться в правоохранительные органы.

К коммунистам примкнул Владимир Жириновский, посчитавший, что сундук закрывает вид на памятники, что особенно недопустимо в канун Нового года. Глава ЛДПР посоветовал организаторам акции поискать другое место для ее проведения.

Против 30-метрового чемодана выступили также Общественная палата и движение «Архнадзор», которое напомнило, что Красная площадь является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, и поступать с ней подобным образом – самый настоящий вандализм.

Подключились и представители оппозиции. Журналистка Ольга Романова на своей странице в Facebook ехидно заметила: «Владимир Путин строит на Красной площади новый мавзолей, в котором он и Дмитрий Медведев будут лежать по очереди».

Некоторые блогеры поинтересовались: если художнику, прибивающему гениталии, грозить статья «Хулиганство», то что ждет чемоданостроителей?

Павильон в виде чемодана Louis Vuitton на Красной площади в Москве. Фото: АиФ / Роман Кульгускин

А кто разрешил?

Устроители акции попытались защитить проект. Председатель комитета по стратегическому развитию ГУМа Михаил Куснирович заявил, что речь идет о благотворительной акции в поддержку детей с ограниченной двигательной системой, а не о рекламной кампании с целью наживы.

При этом Куснирович утверждает, что все нужные согласования были получены. «Мы обращались в федеральные органы власти для согласования, долго их проходили, представляли все чертежи, объясняли, для чего это все», - цитирует Куснировича «Интерфакс».

Но въедливые журналисты принялись уточнять: а какие федеральные органы власти разрешили 30-метровый чемодан на Красной площади?

В мэрии Москвы заявили, что с ними никто ничего не согласовывал. В Управлении делами президента были в курсе, что «чемодан – объект Куснировича», но тоже заявили, что никаких разрешений на него не давали.

В столичной мэрии отметили, что Красная площадь находится в ведении Федеральной службы охраны, следовательно, именно ФСО и давала «добро» на чемодан.

Однако в ФСО пояснили: комендатура Кремля занимается только разрешениями на профессиональную съемку, а не строительством. Представители Федеральной службы охраны предположили, что стройку на Красной площади могло санкционировать Министерство культуры. Но в Минкульте заявили, что ни о каком чемодане ничего не знают, и указали на … Управление делами Президента.

Вырисовывается удивительная картина: получается, любой желающий, обладающий достаточным запасом наглости, может построить на Красной площади хоть домик, хоть свиноферму, и ему никто и слова не скажет. Главное – ничего при этом не прибивать к брусчатке.

Предписано убрать

Заступились за проект галерист Марат Гельман и дизайнер Маша Цигаль, которые сочли, что 30-метровый чемодан на Красной площади – это круто и современно, упирая опять же на то, что акция является благотворительной. Правда, учитывая, что у большинства россиян и Гельман, и Цигаль имеют, скажем так, неоднозначную репутацию, инсталляции они скорее повредили, чем помогли. Что же до благотворительности, то можно с уверенностью предположить, что фонду Натальи Водяновой «Обнаженные сердца» компания Louis Vuitton может помочь и без суперконструкции на Красной площади.

Точку в вопросе о судьбе инсталляции поставил ГУМ, к 120-летию которого, собственно, и была приурочена акция. В пресс-службе ГУМа заявили: с учетом мнения общественности, а также с в связи с тем, что конструкция превысила согласованные габариты, российскому представительству Louis Vuitton сообщено «о необходимости незамедлительного демонтажа павильона».

Таким образом, «история с чемоданом» практически закончена. Но вряд ли он станет последним в истории Красной площади. Место-то, сами понимаете, «сакральное».

Смотрите также: