Есть вещи и поступки, которые вызывают чувство гордости. Есть вещи и поступки, за которые стыдно. А бывает так, что и те, и другие поступки в течение краткого времени совершает один и тот же человек, после чего вообще перестаешь понимать, в каких проявлениях он настоящий.
Слава Хабиба
29-летний Хабиб Нурмагомедов — вне всяких сомнений, спортсмен яркий, и его достижениями Россия может гордиться по праву. Один из лучших бойцов смешанного стиля в мире, чемпион UFC, одержавший 26 побед в 26 поединках. Его стойкость и работоспособность — отличный пример для подражания.
Но бывали в биографии Нурмагомедова и поступки неоднозначные. К примеру, в апреле 2018 года, сразу после очередной своей победы в Нью-Йорке, спортсмен обратился к президенту России Владимиру Путину: «В тяжелом положении наш старший брат: совладелец нашей команды Зиявудин Магомедов. Он очень помогал и мне, и другим спортсменам из России. Сейчас у него проблемы, но я хочу, чтобы он знал, что мы, спортсмены, молимся за него. Надеюсь, что наш национальный лидер Владимир Владимирович Путин поможет ему».
Магомедов, помогавший многим дагестанским спортсменам, был арестован вместе со своим братом по подозрению в создании преступного сообщества и хищении 2,5 млрд рублей.
В августе 2018 года Тверской суд Москвы продлил срок содержания под стражей братьев Магомедовых до 5 ноября. Возможно, Хабиб Нурмагомедов знает Зиявудина Магомедова только с положительной стороны и верит в его невиновность. Это его полное право.
История с отжиманиями
А вот инцидент, произошедший в минувшем августе, иного порядка. Твиттер-аккаунт TheMMABible опубликовал 37-секундное видео, содержащее две сцены издевательств Хабиба Нурмагомедова и его брата Абубакара над чернокожими американскими бездомными. Братья заставляли их отжиматься за деньги, приговаривая: «Вылечим от наркомании. Приобщай его к спорту...»
Сами Нурмагомедовы потом утверждали, что чернокожие бездомные — их давние знакомые и не в первый раз приходят просить у них деньги. В окружении бойца посчитали, что инцидент «раздули недруги». Как бы то ни было, эта история оставила крайне неоднозначное впечатление. Спортивный обозреватель АиФ.ru Константин Столбовский по этому поводу писал: «Если бы Нурмагомедов сошел вдруг с ума и решил целенаправленно погубить свою карьеру, у него был бы широкий выбор вариантов. Сюжет с публичным унижением американских бездомных — один из самых верных путей достижения цели. Хочется верить, что с психикой у Хабиба Непобежденного все нормально, но тогда возникает целый ряд вопросов касательно его интеллекта, воспитания и просто общего кругозора».
«Не заезжай в Дагестан»: как угрожали Егору Криду
И вот новая история, от которой, если честно, пахнет гораздо хуже.
Все началось с намерения российского исполнителя Егора Крида дать концерт в Махачкале. Он должен был состояться 9 сентября на летней эстраде Даггосфилармонии. Устроители утверждали, что билеты на шоу расходились на ура. Однако буквально накануне выступления стало известно, что концерт отменен. А заодно отменено и выступление еще одного представителя лейбла Black Star — рэпера DONI — которое должно было состояться 8 сентября в Каспийске.
В Instagram Black Star размещено сообщение: «Ввиду неспокойной обстановки на местах, мы не хотим рисковать безопасностью людей, желающих попасть на концерт. Очень сожалеем о сложившейся ситуации и надеемся, что уже в скором времени артисты лейбла все-таки смогут выступить для наших людей в Дагестане». Причиной столь кардинального решения стали угрозы, посыпавшиеся в адрес Егора Крида в интернете. Исполнителя прямо и безо всяких туманных намеков обещали изнасиловать и искалечить, если он посмеет появиться в Махачкале. «Не заезжай в Дагестан. Во благо тебе же и, конечно, нам», — это самое мягкое, что было сказано противниками приезда исполнителя.
МВД Дагестана выступило с заявлением, в котором утверждалось, что удалось установить группу тех, кто угрожал Криду. Мотив действий — песни Крида «идут вразрез с канонами ислама, способствуют развращению молодежи и отдаляют от религии и норм шариата».
«Не ожидал, что один из моих любимых бойцов будет против моего концерта в Махачкале»
Мимо этой истории не прошел и Хабиб Нурмагомедов, который бросил в соцсети короткую, но исчерпывающую реплику: «Невелика потеря».
И здесь в ситуацию решил вмешаться глава Black Star Тимати. Он записал видеоролик, в котором обратился к бойцу: «Слышал твои высказывания о том, что должны слушать в Дагестане, а что — нет. Я сел и внимательно проанализировал те песни, что поют местные артисты. Знаешь, они не сильно отличаются от тех песен, которые исполняют московские певцы. Я думал, что твое мнение — это просто слухи, что их раздувает пресса. Но, после того как я заглянул в твой инстаграм, где ты говоришь, что невелика потеря от того, что Егор Крид и Doni не приехали в Дагестан...
Мы с большим уважением относимся к Дагестану и Кавказу в целом. Есть много людей, которые переживают из-за отмены концерта. В песнях Крида и Doni нет призывов к экстремизму и насилию. Да, там есть любовная лирика. И я понимаю, что [такие песни] могут быть тебе не близки, могут не нравиться. Но надо уважать чужое мнение. Поддерживать волну, что артисты не должны приезжать потому, что они не нравятся лично тебе, — это как-то неправильно. Мы же не призываем своих фанатов не ходить на твои бои или игнорировать какие-то федерации. Это глупо. У каждого бойца и артиста есть свой зритель, который покупает билеты, ждет приезда кумира».
В конце Тимати предложил Хабибу связаться с ним и поговорить.
Сам Егор Крид тоже написал в Instagram: «Не ожидал, что один из моих любимых бойцов будет против моего концерта в Махачкале. Ас-саляму алейкум, Хабиб. Может, для тебя и невелика потеря, но для людей, которые любят мои песни, которые столько ждали концерта и купили билеты, потеря огромная. Степень ожидания определяет то, что все билеты были распроданы задолго до моего концерта! Я бы не писал это тут, если бы вся эта тема с отменой не обрела такой масштаб».
«Каждая тварь ответит за свои слова»
И Тимати, и Крид были предельно вежливы с Нурмагомедовым. Но все-таки умудрились разозлить бойца. В своем Instagram он написал: «Каждая тварь ответит за свои слова, просто мне не до вас, а если кому-то не нравятся мои призывы, то можете на них не отвечать. Я никого не заставляю, но говорить мне, что я не имею права на свое мнение, — это смешно. Какие-то черти не будут говорить мне, что делать, а что нет. Для этого у меня есть другие люди, с кем я советуюсь и к кому прислушиваюсь. Вы можете проводить свои гребаные концерты хоть каждый день, но мой принцип и то, что я думаю, я всегда буду говорить. Отдельно хочу обратиться к мужчинам Дагестана: „Многое упущено и многое не вернуть, но за будущее нашей республики в ответе МЫ и только МЫ, а не всякие петушары, которые чего-то хотят“».
Тимати не спасовал и ответил: «Никто мне в моей стране не будет указывать, где давать концерты, а где их не давать. Также для всех недалеких, узколобых: разжигание межнациональных конфликтов на почве „религиозных соображений“ — достаточно зыбкая почва в 2018, это преследуется законом. Если мы говорим о религии, тогда не деритесь за деньги и не выставляйте фото с ринга в трусах, не добивайте лежачего и не ругайтесь матом. А пока вы все это не соблюдаете сами, но пытаетесь нести глубоконравственную мораль, вы выглядите смешно в глазах собственной же аудитории, для этого достаточно почитать комментарии под вашими же собственными публикациями. Я до последнего не хотел этого разговора и всегда с уважением относился к этой команде спортсменов. Но грань перечеркнута, слов назад не вернуть. Все будет так, как будет. Бог вам судья. Удачи в предстоящем бою».
Тем временем к Нурмагомедову присоединился еще один боец UFC Забит Магомедшарипов, который написал в соцсети: «Мое мнение таково, что творчество артистов, вовлеченных в этот конфликт, несет в себе цензуру, мат и разврат. И несут они его в нашу республику, поэтому я полностью поддерживаю Хабиба в его стремлении оградить нашу Родину от этого. Я считаю, что не нужно выкладывать публичные обращения и комментарии, адресованные Хабибу, что не можешь его найти, и пытаться встретиться с ним, чтобы обсудить его мнение. Дагестан — это земля высокой культуры и нравственности, которых, к сожалению, в последнее время становится все меньше, я думаю, проблема здесь не в концертах, а в людях, которые их организовывают и посещают».
Разнообразный Дагестан
Кому-то может показаться, что на данную полемику спортсменов и музыкантов не стоит обращать внимания. Однако она отчетливо обозначает проблему, которая присутствует в нашем обществе: проблему нетерпимости к чужому образу жизни, к чужим взглядам. Нет никаких сомнений в том, что творчество Тимати и Егора Крида у одних может вызывать восторг, а у других — отторжение. Ровно в такой же степени, в какой и восторг, и отторжение вызывает у людей искусство избиения человека руками и ногами.
Но и бои Хабиба Нурмагомедова, и концерты Егора Крида не нарушают законов Российской Федерации. Всей Российской Федерации, включая и Республику Дагестан.
В Дагестане на сегодняшний день проживает около 3 миллионов человек. При этом среди этих 3 миллионов есть представители более 100 национальностей и народностей. Согласно Конституции Республики Дагестан, государственными языками являются русский и языки всех народов, населяющих республику. Полностью официальный статус имеют 14 из них — по той причине, что у остальных на данный момент отсутствует письменность. Такого разнообразия культур, традиций, обычаев нет, наверное, ни в одном другом регионе России. И это сосуществование стало возможным благодаря уважению к образу жизни соседей.
Кто выше закона?
В республике, где большинство населения исповедует ислам, существуют древние традиции виноделия. И до последнего времени бороться против него никому в голову не приходило. Пока не появились «борцы за нравственность», углядевшие в этом разврат и упадничество.
Когда человек, говорящий о нравственности, употребляет в отношении другого слово «петушара», комментарии излишни. Отмена концерта Егора Крида в Махачкале — это победа людей, которые поставили свои взгляды выше законов Российской Федерации. С подобных вещей начинается не установление нравственных норм, а распад государства.
Когда люди, доведшие до совершенства мастерство владения боевыми приемами, начинают угрожать певцам, это до основания разрушает образ благородных бойцов, превращая их в заурядных бандитов. Бандиты могут избить, искалечить, запугать. Но они никогда не добьются уважения к себе.