Музей в Переделкино: как сохранить уникальные архивы писателей

Дом-музей Бориса Пастернака в Переделкино. Фото: РИА Новости

Ветхие дачи с богатой историей

Переделкино — уникальное место, где сегодня существуют несколько музеев, располагающихся на дачах, где проживали такие классики советской литературы, как Корней Чуковский, Булат Окуджава и Борис Пастернак. Собственно, с тридцатых годов XX века практически все крупные писатели жили или просто проводили много времени в этом поселке. Кстати, Евгений Евтушенко до сих пор наведывается во время приездов в Россию на свою дачу.

   
   
Дом-музей Булата Окуджавы в Переделкине. Фото РИА Новости

«Практически каждый дом в Переделкино мог бы стать музеем, если бы позволяли условия», — говорит Поляков. Писатель недавно выступил с проектом создания в Переделкино нового музея. Однако дачи, которые строились в послевоенные времена и представляют собой каркасно-засыпные бараки, не годятся для того, чтобы в них были созданы музеи — многие из них находятся на грани разрушения.

Кроме того, дачи часто переходили от одного писателя к другому — после смерти автора его семья освобождала жилплощадь. Поляков считает, что идеальным местом для музея в Переделкино был бы Дом творчества — типичный советский дом отдыха, построенный в 1949 году. В этом доме в свое время жили и работали Михаил Светлов, Владимир Солоухин, Александр Твардовский и многие другие.

Музей-галерея Евгения Евтушенко в Переделкине. Фото РИА Новости

«В этом здании можно воссоздать быт Дома творчества советского периода, — рассказывает Поляков. — Сохранилось много предметов писательского быта, автографов и так далее. Здесь несколько десятков разных комнат, с очень скромной обстановкой. Этакие „кельи“. Вот каждую из них и можно посвятить отдельному писателю, проживавшему в свое время в Переделкино. Тем более, что многим из них персональный музей уже никогда не создадут — хотя некоторые того и заслуживают. Это будет уникальная экспозиция, которая добавиться к существующим музеям».

Рукописи, которые горят

Необходимость передачи частных архивов, находящихся у наследников писателей или самих писателей, в фонды Государственного литературного музея или Государственного архива очевидна: об этом говорили на специальном совещании, которое провел министр культуры РФ Владимир Мединский. Правда, не для всех — многие наследники известных (и не очень) авторов готовы расстаться с документами и рукописями только на коммерческой основе.

Владимир Мединский. Фото www.russianlook.com

В июне специальная комиссия, созданная по поручению Мединского, начнет переговоры о передаче наиболее ценных архивов государству.

Как отмечают сотрудники архивных литературных фондов, чем масштабней личность писателя, тем охотней он сам или его наследники расстаются с архивом и передают его специалистам, понимая, что так наследие сохраниться гораздо надежней и доступ к нему получат ученые. Например, наследники писателя Анатолия Рыбакова успели передать основной архив (хранившейся на даче бывшей невестки писателя) в фонды — до пожара, который уничтожил дачу и в котором погибла библиотека военных мемуаров писателя.

   
   

А чем непримечательней вклад автора в литературу, тем дороже ценят его архив наследники, надеясь обогатиться за счет документов, зачастую особой ценности для науки не представляющих.

«В этот музей можно в качестве экспонатов сдать те архивные документы из творческого наследия жителей Переделкино, которые не заинтересуют Литературный музей или другие хранилища, — рассказывает Поляков. — Что касается передачи частных архивов в надлежащие хранилища, я думаю, с этим проблем не будет. Меня вот министр спросил: — „А вы-то обещаете безвозмездно отдать свои рукописи в государственный архив?“ Я ответил, что обещаю. Так что я уже своих рукописей лишился (смеется)».

Читайте также