«Зубы сжала и вперёд». Ксения Алферова рассказала о муже и родителях

Актриса Ксения Алферова и актер Егор Бероев. © / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Ксения Алферова и Егор Бероев приехали на международный кинофестиваль «В кругу семьи» в Ярославле не только в качестве почетных гостей. Во-первых, они переживали за фильм «Дорога к дому», в котором исполнили главные роли. А во-вторых, кто, как не они, могли стать символом фестиваля, посвященного семейным ценностям. Ведь Ксения и Егор вместе уже более двадцати лет и доказали, что и в актерской среде есть крепкие семьи. На площадках фестиваля много рассуждали о том, каким должно быть семейное кино и насколько важна роль родителей в воспитании детей. Обо всем этом и о многом другом aif.ru поговорил с Ксенией Алферовой.

   
   

«Сидение на двух стульях плохо заканчивается»

Елена Садкова, aif.ru​: — Ксения, недавно вышел фильм «На солнце вдоль рядов кукурузы», в котором вы снимались вместе с мужем Егором Бероевым. Как вам работается вместе?

Ксения Алферова: — Хорошая картина. У меня там роль небольшая, но важная. Люди очень часто выкладывают в соцсетях монолог моей героини, в котором она говорит о том, какой должна быть жена. Эти слова почему-то «попали» и в женщин, и в мужчин. Но... я не люблю сниматься вместе с Егором. Он очень критичный, не умеет разделить жену и актрису на площадке. У него эта грань стирается, и мне очень тяжело. Результат, как ни странно, при этом получается хороший. Хотя мне каждый раз кажется, что это будет ужас-ужас, и я делаю все через преодоление.

— Ваш муж в это непростое время открыто и прямо заявляет о своей позиции, поддерживает наших ребят на передовой, жителей Донбасса...

— Это наше семейное — открытость и честность.

— Но он бывает в Донбассе. Как вы отпускаете его? Опасно...

— Жизнь вообще опасна... Мне кажется, сейчас мы все, наша страна, находимся в той точке, когда не можем: первое — не иметь позиции, второе — не озвучивать ее. Потому что сидение на двух стульчиках плохо заканчивается, обычно ты больно падаешь посередине. А кому-то даже хочется напомнить, что у нас у всех не такая большая попа, чтобы сидеть на таком количестве стульев.

   
   

Я и сама — человек очень честный и прямой, поэтому поддерживаю в этом Егора. Однажды я находилась в аэропорту, когда у нас шел массовый исход в разные страны — в Грузию и еще куда-то. Очень, кстати, на вид приличные люди уезжали. Это их выбор, у всех разные жизненные ситуации. Я их не осуждаю. Более того, мне все равно, уехали и уехали, приехали и приехали. Это факт их личной биографии. Но тогда я совершенно точно поняла: если бы мой муж был среди них, то наши отношения закончились бы через секунду. Это даже не обсуждается. Я бы больше никогда не смогла уважать этого мужчину.

— Как вы относитесь к тому, что актерский цех так разделился? Это больно?

— Если честно, мне абсолютно все равно. Мне главное, чтобы я могла смотреть на себя в зеркало и в глаза своему ребенку без угрызений совести. Я знаю, какую страну хочу для своего ребенка. А вот эта чистоплюйская позиция некоторых... Обычно люди, которые провозглашают «нет войне», вопрос ставят так: «А вы за войну или против?» Это вызывает у меня возмущение и раздражение. Потому что я не знаю ни одного психически здорового человека, который был бы за войну. Это ненормально. Все люди против войны. Но... есть обстоятельства, к огромному сожалению.

«Папа просто смотрел на меня»

— Вы росли внутри кино в буквальном смысле слова. Мама — Ирина Алферова. Папа — Александр Абдулов. Были какие-то фильмы, которые вы садились смотреть всей семьей? «Три мушкетера», например, где играла ваша мама.

— Мы всей семьей за просмотром фильмов не собирались — на это у родителей просто не было времени. Я мечтала, чтобы мы, предположим, собрались за одним столом всей семьей на обед. Но и этого никогда не было, к сожалению. Мы, конечно, где-то были вместе. Но где-то, а не дома. А совместные просмотры фильмов — это скорее с бабушкой. И действительно, фильм «Три мушкетера», пожалуй, был вне конкуренции. А из папиных люблю «Обыкновенное чудо».

— Вы рассказывали, что в детстве были скорее залюбленным ребенком...

— Меня все любили... Но, наверное, мне не хватало в традиционном смысле родителей. Вернее, времени, которое они проводили со мной. Но все родственники меня любили — бабушка, дедушка, тетя Таня, мамина сестра. Чудесный был человек.

— У вас сильный характер. Что из ваших качеств вам дала мама, а что — папа?

— Думаю, что 50% во мне — это от самой меня. Это то, что дал мне Господь Бог. А папа дал мне главное, что может дать отец девочке. Он любил меня и восхищался мной. Я всегда знала, что я красивая, я любимая. Это дает тебе в будущем женскую полноценность.

— Папа был рыцарь на белом коне, защитник?

— Нет, не то... Достаточно было того, как он смотрел. Я всегда видела себя в его глазах, видела себя через призму его восхищения мной. Это не длинные беседы... Это просто знание, что ты прекрасна. Вот и все. Папа не должен воспитывать девочку, папа просто должен любоваться и любить. А воспитание — это уже мамино. Какие-то базовые женские вещи, безусловно, дала мне мама. Достоинство, любовь к себе... Правда, если говорить о любви к себе, то нет. Это не мое. И моя мама, к сожалению, не умеет себя любить. Хотя это важное качество, которому стоит научиться каждой женщине.

Семья актеров Ленкома — Ирина Алферова (в центре), Александр Абдулов (слева) и их дочь Ксения у себя дома. 1 июня 1982 г. Фото: РИА Новости/ Виталий Арутюнов

«Не было пошлости и гадости»

— Ксения, вы, актриса и мама, знаете, каким должно быть кино для всей семьи?

— Если честно, я не понимаю, что такое семейное кино. Любое кино должно быть для всей семьи. На мой взгляд, сейчас мало что можно посмотреть с ребенком. А вот в советское время любой фильм был семейным. Никто там не бегал с голыми попами, матом не ругался, и сами темы, которые поднимались в фильмах, были вечными — про отношения людей. Там не было пошлости, гадости и мерзости. В этом нам надо равняться на советский кинематограф, по которому, думаю, мы все страшно соскучились. Нам не хватает историй про то, как стать человеком. Есть же такие понятия, как французское кино, итальянское кино, американское, а вот российское кино мы в некотором смысле потеряли в этой безумной гонке за «жвачкой», которая началась тридцать лет назад. Сейчас она закончилась, я надеюсь, какое бы сопротивление это ни вызывало у многих.

— Кто этому сопротивляется?

— Сейчас часто употребляются словосочетания «либеральная культура», «либеральные ценности». У меня есть проект «Литературные посиделки с Ксенией Алферовой». Я рассказываю о поэтах, писателях, о том, какими они были людьми. Соответственно, я читаю много биографий, автобиографий, художественных произведений. И вдруг я стала замечать, что слово «либерал» у Пушкина, Чехова, Шмелева — да практически у всех в их воспоминаниях, письмах, никогда не носило положительного оттенка. То есть «либеральное» — значит, западное, а западное — это материальное. И эти ценности их — они не про «отдай последнюю рубашку другу», они про успешность. А если вы спросите, что такое «успешный человек», то вам ответят исключительно про количество денег. Как это соединяется с гармонией и счастьем? Да вообще никак. Более того, для женщины такое европейское понимание успешности вообще вредно.

— Ой, Ксения после таких слов достанется вам от женщин, борющихся за свои права!

— А я имею право так говорить. Потому что я по первому образованию юрист, по второму — актриса. Плюс я успешна и в либеральном понимании этого слова.

— И семья у вас крепкая.

— Да, слава Богу. Я иногда вспоминаю себя после окончания юридического факультета и понимаю, что вся эта «женская успешность» — скорее возрастная вещь. Объясню. Хорошо помню момент: как-то мы встретились с подругами. Это было начало нашей взрослой жизни, каждая начинала где-то работать. И выражение «я сама» тогда для нас было чуть ли не главным. Я сама, сама, сама... Мне хватило года, чтобы понять — на самом деле я так не хочу. В то время я работала в очень крупной английской юридической фирме. Что это такое? Ты очень много работаешь, у тебя есть всего один-единственный выходной день. И в этот единственный выходной тебе точно не до любви и не до отношений. Тебе лишь бы дома поспать... И в какой-то момент я поняла, что становлюсь, как мужчина. То есть я сама себе добытчик. А эта женская энергия, теплота, мягкость, творчество... Что это, о чем? Мне бы поесть, поспать, чтобы снова были силы — и опять в бой. А потом, любая коммерция — это же очень соревновательная среда. Ты должна взрастить в себе какие-то неженские качества. Если обратите внимание, у всех крутых бизнесменов, политиков подбородок особенный — выпирает вперед, волевой. Это же происходит со временем, вам любой врач скажет. Они зубы сжимают — и вперед. Это же ужас! При таких нагрузках пропадает женственность, пропадаешь ты, потому что пропадает твоя энергия.

— Вы о том, что у женщины другое предназначение?

— Мы сейчас все начитанные и знаем, что женщины питают энергией мужчин. И если в женщинах нет добра, любви и спокойствия, тогда все вокруг начинает вихриться, вот как сейчас. Обратите внимание: если взять нормальную среднестатистическую женщину и отвезти в деревню, ей на самом деле будет там хорошо — среди цветов, пения птиц, у реки... Ты там выдыхаешь. И, по большому счету, если тебе со всех сторон не рассказывают, что ты должна быть успешной, должна быть такой, должна быть сякой, то тебе это и не нужно. Тебе нужен любящий муж, дети, семья. Ты можешь вышивать, выращивать сад... Самореализация, конечно, тоже должна быть. Но по желанию, в идеале. Мне только семьи недостаточно. Да, мне хорошо и уютно дома. Но еще я выхожу на сцену, провожу литературные посиделки. Хотя делаю это не в ущерб ребенку и семье.

— Мы с вами про женскую силу говорили. А настоящие герои-мужчины в кино сегодня есть?

— Знаете, мне тут наш духовник отец Алексей Потокин сказал такую вещь... У наших героев — советских военных, былинных богатырей — у них мощь заключается в первую очередь в силе духа. Человек делает что-то сверх своих способностей и возможностей именно благодаря вере, любви к Родине. У нас всегда эта мысль была вшита. И ты просто это усваиваешь. Наша сила не в том, чтобы быть безупречным героем, это и невозможно, если ты — человек. Все мы ошибаемся и оступаемся. Настоящая сила — признаться в этом, прежде всего себе, признать свои ошибки, извиниться и пойти дальше. И поверьте мне, не у всех, особенно у мужчин, хватает силы на, казалось бы, такой простой поступок. У многих понятие силы ошибочно заменяется понятием гордыни. Очень многие боятся и трусят признать свою неправоту. Поэтому и семейное кино должно быть про это — про жизнь. Это как классика — герои поступают по-разному, но все равно все на пути к Богу, к свету. Они могут ошибаться. Главное — признать свою ошибку. И автор всегда дает мне вектор определенный как читателю. Я читаю и понимаю: это хорошо, а это плохо. То есть меня ведут в правильном направлении. И хорошее кино должно быть про это.