Зачем Бортко попросил у Минкульта 800 млн рублей?

Категория:  Персоналии Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 26/02/2020
Ответ редакции

На совместном заседании Министерства культуры и Комитета ГД по культуре режиссёр Владимир Бортко отметился яркой фразой: «Официально Министерство культуры ничем помочь не может. Но может ли министерство обратиться к кому-то с просьбой помочь? Помогите Христа ради». И скромно добавил, что он, действующий режиссёр, уже несколько лет ничего не снимал.

   
   

После заседания Владимир Бортко объяснил, на какой проект ему требуется такой гигантский бюджет:

— Это будет фильм о Наполеоне и Александре I, их сравнительное жизнеописание, потому что один без другого в истории не существует. Как только речь заходит о Наполеоне, за его плечами сразу же возникает фигура царя Александра, который его в итоге победил. Также и Александр не существует без Наполеона. Хотя, на мой взгляд, фигура нашего царя все эти не то что годы — века оставалась где-то в тени. Спроси сегодня школьников, кому поставлен Александрийский столп на Дворцовой площади в Петербурге... Про то, что там наверху столпа ангел есть, еще скажут. А что это памятник Александру, царю-освободителю, который вошёл в Париж в 1814 году во главе наших войск, мало кто вспомнит.

Поэтому я хочу восстановить справедливость и рассказать о его жизни с 1801 года, с его воцарения на троне после убийства заговорщиками его отца, и до 1814 года, когда наши вошли в Париж. Я запланировал два варианта: 8-серийный телефильм и полнометражную картину для проката. Сценарий полного метра сейчас отдан в Фонд кино вместе с заявкой на финансовую поддержку Но они дадут лишь малую часть бюджета. А нужно 800 миллионов. Да, я понимаю, что это огромная сумма. Но и кино будет масштабным! Это же эпоха наполеоновских войн. Я хочу сосредоточиться на двух битвах: Аустерлиц, где нам надавали по первое число, и Лейпциг, где уже мы ответили и Наполеон побежал. Потому что это было основное желание Александра: увидеть, как наполеоновское войско бежит. И оно бежало! А съёмки любого военного действия стоят очень дорого: это мундиры для тысячи актеров массовки, это пиротехника и пр. У меня по сценарию задействовано 16 монархов. Художник по костюмам стонет: «Где я возьму такое количество монаршьих костюмов?» Но это наша история. Хотя не только наша, французская тоже. Поэтому и Наполеона, и Тайлерана должны играть именно французы. Из наших есть три актёра, которые вполне могут сыграть Александра, это очень широкий выбор.

По масштабам это очень сложный проект, особенно телесериал. Он аналогичен «Войне и миру» Бондарчука. Мне многие обещали помочь финансово, но пока всё это так и остаётся обещаниями.

Для сравнения: бюджет «Союза Спасения» Алексея Кравчука, который продюсировали Константин Эрнст и Анатолий Максимов, составил 980 млн руб., фантастического боевика «Вторжение» Фёдора Бондарчука — 945 млн руб., а оказавшегося суперприбыльным «Холопа» Клима Шипенко — 320 млн руб. Последний крупный проект, который снимал Владимир Бортко, — фильм «О любви» (из-за элементов эротики он получил возрастное ограничение 16+). При бюджете в 2 млн долл. в прокате он собрал лишь чуть более 214 тыс. долл.

Смотрите также: