Юрий Соломин: «Сейчас актёры стали гораздо слабее»

Народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра Юрий Соломин на праздничном вечере, посвященном 120-летию Московского художественного академического театра им. М. Горького. Октябрь 2018 г. © / Нина Зотина / РИА Новости

А «АиФ» побеседовал о театре и жизни с народным артистом РФ, бессменным руководителем Малого театра ­Юрием ­Соломиным – в декабре исполнилось 30 лет, как труппа избрала его своим худруком. 

   
   

«Критики я не боюсь»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Юрий Мефодьевич, сейчас идёт много споров, должно ли государство контролировать то, что выходит из-под пера деятелей культуры. 

Юрий Соломин: Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Пусть лучше чиновники, которых сегодня и так много, заботятся о благосостоянии людей! А то руководители на высоких денежных должностях всё время спорят о чём-то бессмысленном, некоторые законы не поддаются определению. Сегодня людей склоняют к одному, завтра направляют на другое. Это создаёт нервозность. Пусть чиновники договорятся между собой под руководством премьер-министра, а мы будем спрашивать уже с него! Вы только поймите меня правильно – я не хочу огульно всех чиновников чернить. Но на деле что выходит?!

А художники пусть занимаются творчеством. Критики пусть критикуют, я критики не боюсь, но с одним условием: если она обоснованная. Вот недавно разругали Мединского за его книгу «Война. Мифы СССР. ­1939–1945». А я прочитал и могу сказать: там есть о чём задуматься.

– Эта книга вызвала ещё и огромную агрессию со стороны Польши.

– Я знаю историю до и во время войны. У меня есть друзья в Польше, я работал с польскими режиссёрами. Во время войны там погибло столько людей: русских, украинцев, белорусов, киргизов, казахов, таджиков. Тысячи могил! Но тех, кто хочет снести могилы солдат, Бог накажет. Он есть.

Знаете, нашу премьеру по Островскому приходил смотреть патриарх Кирилл. После спектакля благодарил.

   
   

Потом я говорил своим студентам, чтобы они ходили в храм, где он служит, слушали русскую речь, вникали в смысл его фраз. Это именно то, чему учат у нас в училище. (С 1961 г. профессор Соломин преподаёт в своей альма-матер – Высшем театральном училище им. Щепкина. – Ред.).

Один из служителей Церкви ходит к нам очень часто. Как-то приходил на «Трёх сестёр». Я его вёл через закулисье. Молодые артисты, игравшие на малой сцене, батюшку увидели и разволновались. Я заметил это, спрашиваю: «Ну что?» (Смеётся.) – «Очень нервничаем!» – «Вы сердце-то приложите, сердечнее надо, понимаете?!» А батюшка им говорит: «А душа-то в сердце». И вот он сказал, а они все удивились, как эти слова пересекаются с тем, что Вера Пашенная говорила нам, когда мы были студентами: «Оставляйте на сцене частичку своего сердца». Я теперь своим ученикам эти слова передаю.

Сейчас, считаю, очень много новшеств вводится, будь то в образовании или в искусстве. А про сердце не все помнят. Разве можно делать из Островского, Гоголя, Пушкина то, что делается порой с их произведениями, и называть это новым словом? 

Мы недавно выпустили два спектакля по Пушкину – «Сказка о царе Салтане» и «Метель». И билетов не купить. Зрители приходят – благодарят. Классика ведь не устаревает. В ней, может быть, даже больше современного, чем в иных новых пьесах сейчас. 

Раз уж заговорили о премьерах... Сейчас репетирую спектакль «Дальше – тишина», созданный на основе хорошего американского фильма по сценарию Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню». В Москве в постановке Театра им. Моссовета главные роли играли Фаина Раневская и Ростислав Плятт. Я видел этот спектакль. Потрясающе! А тут Людмила Петровна Полякова принесла эту пьесу в театр. Я прочитал – да это ж сегодняшний день! Вопросы семьи, детей. И сейчас репетирую её к юбилею Людмилы Петровны. Премьера в январе. Приглашаю!

«Учусь у собак»

– Фильм, который вы упомянули, снят больше 80 лет назад. А современные картины смотрите? 

– Знаете, летом я два месяца отдыхал в санатории. Пока там находился, смотрел всякие сериалы. Один мне очень запал в душу. Это детектив. Хороший актёрский состав. Но главный герой – пёс. Удивительно, какая собака умница – настоящий артист. Я-то знаю, каково это – сниматься с псом в кино. Мой Маклай играл пса Пифагора в «Московской саге». И тут я вижу, как пёс слушает команды актёра в кадре и режиссёра, как складывает уши, как он поворачивается. И глаза… Просто благодарю автора! 

Я к братьям нашим меньшим с большой нежностью отношусь. У меня 3 собаки и 4 кошки. Я у своих собак учусь. Когда уезжаю от них, закрываю на ключ калитку, а в горле – ком. Скучаю по ним. Недавно прочёл одну книгу о животных, узнал, что во время войны много собак погибло. Они же тоже воевали. Одной даже дали медаль «За отвагу». Вот о чём надо говорить и снимать – надо нашему подрастающему поколению прививать любовь! А закон о защите животных Дума наша так и не поддерживает.

Если вернуться к вашему вопросу… Стрельбы, убийств много в современном кино. Мне и правда это неинтересно. Я смотрю, только когда знаю, что играют мои ученики. Сейчас актёры гораздо слабее тех, с кем снимался я. Сравниваю старые фильмы и новые – небо и земля. Недавно пересматривал «Два бойца»… В современном кино, к сожалению, всё решают продюсеры. Во многих фильмах и сериалах постоянные драки, кровь. Молодёжь смотрит всё это и копирует. А зачем это крутить по ТВ – это что, так важно? Вот у этих героев теперь учатся дети?

– Соломина все знают как мэтра театра. А что остаётся «за кулисами» жизни?

– У меня прекрасная творческая семья. Жена-актриса. Мы с Ольгой Николаевной вместе учились, она была первой ученицей Веры Николаевны Пашенной. Сейчас она педагог, как и я. В дипломном спектакле «Чайка» Ольга Николаевна играла Аркадину, а я Треплева. У неё была такая прекрасная длинная коса в студенческие годы. Наверное, меня и подвела эта коса. (Смеётся.) Жена – бесконечно добрый и заботливый человек. Это воспитание. Её отца рано не стало. А тёща у меня была очень хорошая, я часто её вспоминаю. Дочка и внучка у нас музыканты. У меня два правнука – Федя и Юра. У меня есть всё, есть театр-дом. Я счастливый человек.

Смотрите также: