25 сентября в Эстонии в возрасте 64 лет скончался Яак Йоала — эстонский певец, пик популярности которого в СССР пришёлся на конец 70-х – начало 80-х годов. Тогда его песни на музыку Александра Зацепина, Давида Тухманова, Раймонда Паулса звучали по радио, в телевизионных передачах и на праздничных концертах.
Будущий певец и исполнитель родился 26 июня 1950 года в музыкальной семье. Благодаря маме, преподавателю Эстонской филармонии, Йоала в детстве учился играть на фортепиано и флейте и поступил в музыкальное училище в Таллине. Правда, закончить его моллодой человек так и не сумел — преподаватели требовали исполнения классического материала, тогда как Йоала грезил рок-музыкой и играл на басу в группе Kristallid. Позднее он сменит этот колектив на Virmalised, после чего займёт место солиста ещё одной эстонской группы Radar — и тогда к Йоала пришла эстрадная слава за пределами родной страны. Тем более, что музыкант легко мог заменить целый оркестр и нередко аккомпанировал себе и на фортепиано, и на гитаре, и на флейте, и на ударных.
После участия и побед на нескольких музыкальных конкурсах в СССР, Йоала отправился покорять международные площадки и стал лауреатом песенных состязаний в Финляндии, Германии, Польше. В родном СССР, тем временем, лучшие композиторы работали над песнями специально для эстонского исполнителя. Самыми известными композициями стали «Лаванда», которую Йоала пел дуэтом с Софией Ротару, и «Он пришёл, этот добрый день», звучавшая в фильме «31 июня».
Певец также перепел по-эстонски хиты The Beatles «Lady Madonna» и «Ob-La-Di, Ob-La-Da», а также исполнил на своём родном языке шлягер композитора Давида Тухманова «Эти глаза напротив». Несмотря на обширный эстонский репертуар, на родине Йоала осуждали за исполнение песен на русском языке. «Это считалось предательством, — вспоминал певец в одном из интервью. — Ведь я десять лет был идолом в Эстонии, и вдруг стал петь по-русски. Считали, что я предал всех, уехав в Россию. В глаза мне, конечно, никто ничего не говорил, но я знал, чувствовал, что это никому не нравилось».
В 1988 году, будучи ещё весьма востребованным певцом, настоящей звездой советской эстрады, Яак Йоала ушёл со сцены, на долгие годы вовсе пропав из поля зрения поклонников. Однако заниматься музыкой певец всё-таки не перестал: сначала преподавал в Таллинском училище, которое так и не закончил много лет назад, после чего занялся бизнесом — выпуском пластинок, поддержкой и продюсированием молодых эстонских исполнителей, организацией концертов. В 2000 году он стал одним из основателей Эстонского союза исполнителей — организации, занимающейся защитой авторских прав.
Единственный раз после окончания карьеры Йоала выходил на сцену в 2007 году во время совместного тура по Эстонии с Тынисом Мяги — исполняли в основном старые и любимые песни. Говорить о прошлом, о своём успехе, о старых хитах и дуэтах певец в последние годы не любил. Даже в редких интервью он говорил о том, что ушёл со сцены потому, что устал: «Я ушёл вовремя. Мне надоела вся эта работа и всё, что было вокруг неё. Надоело много ездить, а я очень ленивый человек. До сих пор помню, что нужно было вставать в пять часов утра, чтобы успеть на первый рейс Таллинн — Москва». И добавлял, что своих старых песен уже почти не помнит, не поёт их даже дома, а за современной российской эстрадой не следит: «Мне нравится классика, и это просто случайность, что я попал в лёгкий жанр».
Смотрите также:
- Самый знаменитый «мальчик» Италии. Творческий путь Робертино Лоретти →
- Прямой эфир с Львом Лещенко и Вячеславом Добрыниным →
- В Кремлёвском Дворце состоялся концерт Ренцо Арборе →