«11 ноября в 4 часа утра остановилось доброе сердце великого артиста» - так начинается некролог на официальном сайте легендарной программы «Городок».
Про Олейникова можно без преувеличения сказать - Народный артист. Не по званию - по сути. Хотя актёром он стал во многом благодаря случаю. «Я очень плохо учился и понимал, что у меня нет никаких перспектив ни в плане точных наук, ни в плане гуманитарных. Поэтому и решил стать артистом, так как артисту необязательно быть грамотным, - мне так казалось, - вспоминал Илья Львович. - И оказалось, я был прав, выбрав из бесчисленного множества профессий ту единственную, которая принесла мне удовлетворение. В 1965 году я поступил в эстрадно-цирковое училище в Москве. Перед экзаменами ко мне подошёл носатый юноша очень самоуверенного вида: «Поступать хочешь? Не поступишь! Конкурс - сто человек на место!» - «Ну а ты уверен, что поступишь?» «Конечно», - надменно отрезал он. Это был Гена Хазанов. Мы поступили оба. А с Геной позже подружились».
До 19 лет Олейников не выговаривал едва ли не половину алфавита. Однако именно это обстоятельство помогло ему пройти по конкурсу. «Я, Илюфа иф Кифинёфа, профитаю вам бафню Фергея Мифалкова «Жаяч во фмелю», - выдал он приёмной комиссии, после чего та сползла со стульев от смеха.
Путёвку на большую сцену Олейникову дал писатель-сатирик Аркадий Арканов. «С Ильёй мы познакомились, когда он заканчивал цирковое училище, - вспоминает Арканов. - Саша Ширвиндт посоветовал мне написать номер для «выпуска» одному способному пареньку. «Способный паренёк» мне понравился, и я дал ему рассказ. Илья имел успех, и рассказ задержался в его репертуаре. Но, чтобы стать из неуверенного, хотя и подающего надежды эстрадного салаги известным на всю страну обитателем триумфального «Городка», съел Илья не один пуд соли. Он не боялся предстать в невыгодном для себя свете, не боялся рассказать о дурацких положениях, в которые нередко попадал. А почему не боялся? Потому что умный и добрый. Доброта Ильи позволяла ему любить и прощать даже тех, кто в жизни далеко не всегда был добр к нему самому…»
По-настоящему известным и любимым Олейникова сделала, конечно, программа «Городок». «Юрия Стоянова и папу друг для друга берегла судьба, - сказал как-то сын Олейникова, солист группы «Чай вдвоём» Денис Клявер. - Общение с самого начала было настолько тесным, что две наши семьи слились в одну. Раньше мне казалось, что папа и Юра очень разные. Но они очень гармонично дополняли друг друга».
Несмотря на то что Олейников снялся почти в 30 фильмах и сыграл бесчисленное количество образов в «Городке», большой, достойной его таланта роли у него так и не случилось. «Илья очень большой мастер, - сказал однажды Юрий Стоянов. - Ему бы в «Двадцати днях без войны» сняться у Германа. Но «Двадцать дней без войны» уже сняты… Вот если бы сегодня был востребован подобный уровень пронзительности. Но нет такого режиссёра. Может, таким режиссёром для Ильи буду я…» Увы, уже не судьба…
«Илюшенька, как ты считаешь...»
Интервью подготовил Владимир Полупанов
Стоянов и Олейников 10 июля отметили двойной юбилей. Юрию исполнилось 55, Илье - 65.
Накануне дня рождения я по очереди интервьюировал их по телефону. Илья Олейников потерял голос, и мы беседовали с ним через его супругу Ирину, которая, передавая мои вопросы ему, спрашивала: «Илюшенька, как ты считаешь...» Олейников набивал на компьютере ответы, которые мне в свою очередь и зачитывала Ирина.
«АиФ»:- Ваш «Городок» - это на злобу дня или явление вневременное?
И.О.: - Вне времени. Это как энциклопедия современной жизни России.
«АиФ»:- Тяжело делать юмористическую программу в нашей стране, где мало поводов для смеха?
И.О.:- Наоборот, наши люди от природы наделены хорошим чувством юмора. Это единственное, что нас спасает. Поэтому юмор никогда не был дефицитом в нашей стране.
«АиФ»:- Изменилась ли за последние годы природа юмора?
И.О.:- Да. И очень сильно. Если мы начинаем смеяться над такими вещами, как фамилия патриарха (я имею в виду последнюю церемонию «Серебряной калоши»), - это свидетельство того, что в нашей жизни не осталось ничего святого.
«АиФ»:- Вы обходите тему политики в «Городке». Это ваша принципиальная позиция?
И.О.:- Да. Потому что наша жизнь и так излишне политизирована, политика лезет из каждой щели. «Городок» - это не экранизации политических новостей. У нас никогда не было ни злости, ни провокации.
«АиФ»:- Что вас со Стояновым столько лет держит вместе?
И.О.:- Взаимная любовь и уважение. Осознание того, что если кого-то из нас двоих в программе не будет, то не будет и самого «Городка». К тому же мы ещё не всё сказали, что хотели.
Смотрите также:
- Лейк Белл: «Старая добрая оргия» показывает, что институт брака и моногамия уже не нужны →
- Екатерина Жемчужная: не впускай в сердце зло - будешь красивой до старости →
- Екатерина Волкова: На мне клеймо «Воронины» →