Винсент (Винс) Зампелла — одна из самых влиятельных и противоречивых фигур в современной игровой индустрии. Зампелла стоял у истоков жанра кинематографичного военного шутера, дважды создавал студии-лидеры рынка и оставил след в виде таких гигантов, как Call of Duty и Apex Legends. Его трагическая гибель в автокатастрофе в декабре 2025 года в возрасте 55 лет потрясла игровое сообщество. Aif.ru собрал факты из биографии геймдизайнера.
Общие сведения
Винс Зампелла — американский геймдизайнер и предприниматель, один из самых влиятельных и скандально известных создателей в истории видеоигр. Родился 12 мая 1970 года. Не окончив колледж, он начал с подработок разнорабочим, но страсть к играм привела его в индустрию через низовую позицию тестировщика и оператора поддержки в местной игровой компании. Самоучка по графическому дизайну и цифровому видео, он всегда описывал себя как активного компьютерного пользователя и увлечённого геймера, в молодости игравшего в Counter-Strike на любительском уровне.
Карьера
Карьера Винса Зампеллы в игровой индустрии началась с позиций начального уровня. Его первыми обязанностями были обработка звонков службы поддержки и тестирование игровых продуктов. Получив опыт, он перешел в компанию GameTek, где занялся графическим дизайном и работой с цифровым видео. В последующие годы Зампелла работал в таких компаниях, как Atari, Panasonic Interactive Media/Ripcord Games и SegaSoft. В период работы в SegaSoft он познакомился с Джейсоном Уэстом, что в дальнейшем привело к долгосрочному партнерству.
Значительным этапом стало его трудоустройство в студию 2015, Inc. в период с 1999 по 2002 год, где в качестве ведущего дизайнера он участвовал в создании игры Medal of Honor: Allied Assault. Успех этого проекта позволил Зампелле, Уэсту и Гранту Коллиеру основать в 2002 году собственную студию Infinity Ward.
После того как издатель Electronic Arts передал дальнейшую разработку серии Medal of Honor своим внутренним подразделениям, студия Infinity Ward заключила партнерское соглашение с компанией Activision. В рамках этого сотрудничества началась разработка нового проекта, изначально известного под рабочим названием «MOH Killer». Позднее этот проект был выпущен как первая игра серии Call of Duty. Под руководством Зампеллы студия разработала и выпустила несколько последующих ключевых игр серии, включая Call of Duty 2, Call of Duty 4: Modern Warfare и Call of Duty: Modern Warfare 2.
В 2010 году, после увольнения из Activision и связанного с этим судебного разбирательства, Зампелла и Уэст основали новую студию Respawn Entertainment. Заключив контракт с издателем Electronic Arts, студия выпустила игры Titanfall и Apex Legends. В 2020 году Electronic Arts назначила Винса Зампеллу на руководящую должность в своем лос-анджелесском подразделении DICE (позднее переименованном в Ripple Effect Studios), поручив ему общее руководство развитием франшизы Battlefield.
Карьера Зампеллы была отмечена одним из самых громких судебных процессов в игровой индустрии. После увольнения из Activision в 2010 году он и Джейсон Уэст подали иск, обвиняя издателя в неправомерном увольнении и удержании бонусов. Activision, в свою очередь, подала встречный иск, обвиняя их в сговоре с Electronic Arts. В итоге дело завершилось внесудебными соглашениями: бывшие сотрудники Infinity Ward получили выплаты в размере 42 млн $, а Зампелла и Уэст — компенсацию, оцениваемую в десятки миллионов.
Семья
Известно, что Винс Зампелла был женат на Бриджит Зампелла. В 2015 году она подала на развод. На тот момент у пары было трое детей. Подробности его личной жизни Зампелла всегда старался оградить от публичности.
Награды
Хотя формальных государственных званий у Зампеллы не было, его профессиональное признание неоспоримо. Под его руководством игры получали высочайшие оценки критиков и многочисленные награды индустрии (например, множество наград «Игра года» для Call of Duty 4: Modern Warfare).
Главное наследие Винса Зампеллы:
- Call of Duty — одна из самых прибыльных медиафраншиз в истории.
- Respawn Entertainment — студия, подарившая миру Titanfall и Apex Legends.
- Влияние на жанр: он задал стандарты кинематографичности и геймплея в шутерах от первого лица.
- Прецедент в индустрии: его судебный иск против Activision highlighted вопросы прав разработчиков и выплаты бонусов, повлияв на контрактную практику.
Источники: