Вечная молодость Анжелики. Почему писательница Анн Голон умерла в нищете

Анн Голон. © / Сергей Пятаков / РИА Новости

Она умела мечтать

Мы часто встречались с Анн в Версале, подружились. Она приходила к нам в гости, справляла у нас свой 91-й день рождения. Жила она в более чем скромной квартирке на маленькой версальской улочке, в забвении и бедности.

   
   

Ещё недавно я приглашала Анн в «Трианон Палас», и она находила, что в их коктейлях маловато алкоголя, - она умела радоваться жизни и мечтать, несмотря ни на что. Считала, что это самое главное.

Несмотря на возраст, голова у неё работала прекрасно, плохи были только ноги. Но и это она преодолевала. И хотела путешествовать. Надеялась поехать в Россию в этом году и устроить там «Бал Анжелики».

Она любила ходить на книжные вечера в «Клуб Интераллье», ей нравилось сидеть за столиком с первым претендентом на королевский престол Франции, Генрихом VII, носящим титул графа Парижского. Но она не была монархисткой, скорее - революционеркой во всём. 

Во Франции 50-х гг., где женщины юридически приравнивались чуть ли не к детям, её роман стал бомбой. Папа Римский публично осудил это произведение за вольнодумство.

Подписать своим именем ни первый том, ни все остальные Анн долгие годы издательство не позволяло. Об этом она рассказывала с возмущением и обидой. Автором должен был быть мужчина. Так серия авантюрных романов об «Анжелике» приобрела двух авторов - Анн и Сержа Голон. Но на самом деле никакого соавтора у Анн никогда не было.

Слёзы отчаяния

В нашу последнюю встречу Анн рассказала о том, как она была потрясена тем, что открылось после войны, - коллаборационистской Францией, ролью французской полиции в уничтожении евреев, цинизмом французской буржуазии, к которой она сама принадлежала.

   
   

Узнав обо всём этом, она уехала в Конго, где встретила своего мужа - русского аристо­крата Всеволода Сергеевича Голубинова, инженера-геолога, золотоискателя, как и её будущий герой граф де Пейрак, увековеченный актёром Робером Оссейном (кстати, русского происхождения и прекрасно говорящего на языке родителей).

Первый том «Анжелики» вышел в свет в 1957 г. (сначала в Германии, потом уже во Франции). Контракт с издательством был составлен настолько неправильно, что книги, выходившие миллионными тиражами во всём мире, не приносили Анн большого дохода. Были годы, после смерти мужа, когда легендарная писательница вместе с самыми обездоленными стояла в очереди за бесплатным супом Красного Креста. Об этом Анн всегда вспоминала со слезами на глазах.

Анн неоднозначно и не всегда благодушно относилась к экранизациям её романов. Лишь после выхода фильма с Норой Арнезедер и Жераром Ланвеном она примирилась с кинематографом. Более того, она с гордостью показывала только что вышедшее модное издание «Анжелики» в стиле манга. Ей хотелось, чтобы её истории читала молодёжь.

В последний раз, когда я была у неё дома, Анн сказала мне, что работает над продолжением «Анжелики».

К сожалению, его уже никогда не будет, и отважная красавица Анжелика останется вечно молодой.