Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Георгий Вицин — имена этих актеров, много сыгравших в самых знаменитых советских комедиях, известны буквально всем. Конечно, в СССР не было жесткого разделения артистов по жанрам — у всех, кто снимался в комедиях, были очень яркие драматические роли. Так, в фильмографии Никулина заметное место занимают «Они сражались за Родину», «Двадцать дней без войны» и «Чучело», совсем не характерные для одного из самых известных советских клоунов, а Миронов уверенно чувствовал себя в мелодрамах и музыкальных фильмах.
Еще сложнее разделить по амплуа советских актрис — та же Фаина Раневская, конечно, играла комические роли, причем иногда — в очень серьезных фильмах, но фактически основной ее работой был театр, в котором и она тоже исполняла драматические роли.
К тому же и комедий в СССР было не так уж и много — а хороших комедий совсем мало, то есть проявить свой комический дар иные актрисы толком и не могли. Ну а ведущие отечественные комедиографы не всегда уделяли внимание женским персонажам, предпочитая отдавать главные роли актерам-мужчинам. И все же были в истории советского кино актрисы, которые умели вызывать у зрителей и смех, и улыбку — и не только в рамках режиссерского замысла.
Людмила Гурченко
Гурченко прославилась на всю страну после роли Леночки Крыловой в новогодней комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». И для актрисы, и для режиссера это был дебют — Рязанов делал свой первый игровой фильм, а Гурченко тогда была студенткой ВГИКа. Известно, что она едва не запорола пробы, и лишь вмешательство именитого Ивана Пырьева помогло ей получить роль, с которой она справилась блестяще. Разумеется, можно спорить о том, насколько Крылова — персонаж именно комический. Режиссеры, кстати, тоже посчитали, что Гурченко нужно снимать в легких музыкальных водевилях.
Но уже «Девушка с гитарой» 1958-го показала, что это не совсем так — фильм, конечно, привлек солидную аудиторию, но повторить успех «Карнавальной ночи» не удалось. И актриса отправилась в долгий простой — ей просто не давали серьезных ролей; она и к Рязанову не раз пробовалась — в «Гусарскую балладу», в «Иронию судьбы» — но неудачно. Но именно Рязанов снова показал талант Гурченко делать комические акценты в самой драматической роли — он пригласил ее в свою мелодраму «Вокзал для двоих», и ее героиня, пусть лишь поначалу, оказалась настоящей, злой сатирой на типаж облеченных небольшой властью женщин с характером.Потом она снова блеснула — у Владимира Меньшова в фильме «Любовь и голуби» сыграла злую разлучницу («Почему же крашена? Это мой натуральный цвет!»). И, пожалуй, это все возможности проявить себя в комедии, которые были у Гурченко. В 1990-м она снялась в фильме «Моя морячка» Анатолия Эйрамджана — эта картина тоже считается комедией, но в этом кооперативном кино не было места для хороших актеров, хотя без них оно бы совсем не получилось.
Надежда Румянцева
Актерское амплуа Надежда Румянцева получила из-за роста — 151 см. В театре она работала как травести, да и в кино переодевалась в мужскую одежду. А вот в комедиях конца 1950-х и начала 1960-х ее героини работали на контрасте.
Хрупкие, но уверенные в себе девушки в исполнении Румянцевой умело справлялись с мужским шовинизмом в «Неподдающихся» и «Королеве бензоколонки», а также в «Девчатах» — и, пожалуй, Тося Кислицына стала самой звездной ролью этой актрисы. Она, кстати, озвучивала героинь Натальи Варлей в «Кавказской пленнице» и «12 стульях», Гюльчатай из «Белого солнца пустыни», Мартышку из цикла «38 попугаев».
Инна Чурикова
Известной драматической актрисой Чурикову сделал муж — режиссер Глеб Панфилов, который открыл ее во время подбора актеров для своей дипломной работы «В огне брода нет».
Потом Чурикова играла во всех фильмах Панфилова — играла героинь серьезных, без тени иронии. Но вот у других режиссеров она раскрывалась с неожиданной стороны; впрочем, она и начинала свою карьеру в кино с ролей как раз комических — вспомнить хотя бы Марфушку из «Морозко» Александра Роу. Да и потом в ее фильмографии были вполне комедийные работы — баронесса Якобина в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», мама Ивана в «Курьере» Карена Шахназарова или Прасковья Кроликова в «Ширли-мырли» Владимира Меньшова.
Наталья Крачковская
Эта актриса была, что называется, характерной — она снималась в эпизодических ролях, но многие из них оказывались настолько яркими, что зрители узнавали Крачковскую сразу. ВГИК она не окончила — из-за болезни, вызванной автомобильной аварией, — но карьеру в кино сделал заметную. Прославил ее Леонид Гайдай — у него в «12 стульях» она сыграла мадам Грицацуеву, а в «Иван Васильевич меняет профессию» — жену управдома Бунши.
Много играла в сказках — от «Царевича Проши» до «Там, на неведомых дорожках…», появлялась и в серьезном кино — у Крачковской была роль, например, в фильме «Место встречи изменить нельзя». Но чаще ее можно было увидеть именно в комедиях — «Будьте моим мужем», «Покровские ворота», «Человек с бульвара Капуцинов». Гайдай снимал ее во многих своих фильмах — вплоть до последнего («На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»); несколько ролей она сыграла в «кооперативных» комедиях Михаила Кокшенова. Впрочем, и в российском кино Крачковская была востребована — ее фильмография после распада СССР так и не прервалась до самой смерти.
Алиса Фрейндлих
В детстве эта актриса пережила блокаду в Ленинграде, отучилась в Ленинградском театральном институте и со временем стала ведущей актрисой сначала Театра имени Ленсовета, а потом — и Большого драматического театра имени Товстоногова.
В кино Фрейндлих снималась с середины 1950-х, в самых разных жанрах; одна из первых ее киноролей была в комедии «Полосатый рейс». Да и потом, уже при званиях, актриса совмещала драму и комедию — она могла сняться в несерьезной «Соломенной шляпке» — и в «Агонии» Элема Климова. Главную свою комическую роль Фрейндлих исполнила у Рязанова — ее Калугина в «Служебном романе» была неподражаемой, особенно в дуэте с Новосельцевым, сыгранным Андреем Мягковым. Впрочем, к комическим можно отнести и Анну Австрийскую из «Трех мушкетеров» — хотя это, конечно, почти мелодрама.