Умер как спортсмен? Что за сердечный приступ убил 29-летнего Красилова

Дмитрий Красилов. © / Евгений Одиноков / РИА Новости

Причина смерти обаятельного Пухляша, так в тусовке звали Дмитрия Красилова, еще неизвестна. Но уже названа главная версия — сердечный приступ из-за выраженного ожирения. А что это значит в реальности?

   
   

Де-факто сердечный приступ — народный диагноз, под которым люди понимают боли, сердцебиение и почти любые другие симптомы, которые связывают с сердцем. По сути, это медицинская абстракция. Врачи обычно используют более точные и конкретные диагнозы.

Народные диагноз и патогенез

В обыденном сознании развитие болезни (патогенез — прим. ред.) популярного шоумена видится так: сильно избыточный вес перегружал сердце, вот оно и не выдержало, плохо стало качать кровь, и он умер. 

На самом деле, к Красилову это не имеет никакого отношения. Его сердцу, конечно, было нелегко обеспечивать кровью такое тяжелое тело. Но к 29 годам оно у него с этим справлялось. Дмитрий был очень подвижен и даже исполнял спортивные танцы, нагрузка при которых ничуть не меньше, чем в спорте. Это значит, что «насос» качал кровь относительно неплохо. 

Но и здоровым сердце не было — как у профессиональных спортсменов. Как и у них, у него почти наверняка была гипертрофия левого желудочка. Но «мотор» работал. Через несколько лет он мог бы сломаться — развилась бы декомпенсация (недостаточность кровообращения). В результате Пухляш перестал бы делать не только сложные танцевальные фигуры, но и ходил бы с одышкой и отеками на ногах. Но пока до такого не доходило, это не могло стать причиной смерти Красилова.

Медицинско-народный диагноз

Другая версия, которая лежит на поверхности, могла прийти в голову как врачам, так и пациентам. Естественно думать, что очень сильное ожирение у Красилова могло привести к диабету (или предиабету), а это, в свою очередь, — к гипертонии и атеросклерозу, а значит, и к инфаркту. Такая версия более реальна. 

Но есть «но»: к 29 годам столь серьезный атеросклероз вряд ли может развиться у человека даже с таким избыточным весом. В этом возрасте он обычно бывает у людей с наследственной гиперхолестеринемией. При этом состоянии холестерин повышается сильнее и в более молодом возрасте. И, следовательно, атеросклероз развивается быстрее. Но, скорее всего, он бы проявился ранее болями в сердце во время таких серьезных физических нагрузок (это называют стенокардией — прим. ред.).

   
   

Что скажет наука?

Самое время обратиться к научному пониманию того, что врачи подразумевают под сердечным приступом. За этим народным термином кроются обычно инфаркт миокарда или приступы аритмии (нарушения сердечного ритма). 

Последние могут быть фатальными, вызывая остановку сердца. Причин у них две. Первая — выраженная гипертрофия левого желудочка сердца, вторая — врожденное нарушение процессов возбуждения и проведения электрического импульса в сердце (медики называют эти состояния каналопатиями — прим. ред.). 

Все это было серьезно изучено у еще молодых людей с экстремальным ожирением, умерших внезапно (то есть примерно так же, как и Красилов). Самое большое и недавнее такое исследование было опубликовано в 2018 г. в «Европейском журнале профилактической кардиологии» (European Journal of Preventive Cardiology). 

Возраст погибших был от 18 до 50 лет (в среднем около 43 лет). Но даже несмотря на то, что в целом они были немного старше Дмитрия, инфаркт у них оказался причиной только 9% смертей. У 2/3 (61%) мужчин жизненный финал наступил из-за аритмии на фоне гипертрофии левого желудочка. Плюс 7% умерли из-за разных и редких заболеваний сердца. А оставшиеся 23% смертей случились у людей с внешне здоровым сердцем (патологоанатом не нашел в нем серьезных изменений, способных привести к смерти). Медикам хорошо известно, что это, скорее всего, говорит об остановке сердца из-за аритмии, вызванной врожденными каналопатиями. 

Вывод из этого один: с гораздо большей вероятностью Дмитрий Красилов умер не от инфаркта, а как спортсмен во время соревнований или после них (от гипертрофии желудочка или каналопатий). Шанс этого в 9,3 раза выше, чем инфаркт. Но точно подтвердить причину смерти смогут только посмертные исследования.