Три культовых фильма Михаила Ромма

Михаил Ромм в 1963 году. © / Юрий Иванов / РИА Новости

24 января 1901 года на свет появился Михаил Ромм — режиссер, ставший культовым уже при жизни. Он снял 17 художественных и документальных фильмов, стал лауреатом пяти Сталинских премий, а после себя оставил целую плеяду талантливых учеников, среди которых Григорий Чухрай, Василий Шукшин, Александр Митта, Андрей Тарковский, Никита Михалков.

   
   

Михаил Ромм — это человек-эпоха. Режиссер родился еще в Российской империи, умер в Советском Союзе, но многие темы, которые он затрагивал, актуальны до сих пор.

АиФ.ru предлагает вспомнить 3 знаковых игровых фильма мэтра.

 

«Пышка» (1934)

Однажды Ромма, тогда еще ассистента режиссера, вызвал директор и предложил сделку. Если Ромм напишет подходящий под его требования сценарий, то молодому кинематографисту дадут снять собственный фильм. Правда, условия были очень жесткими: на написание картины отводилось 2 недели, в ней разрешалось задействовать не больше десяти «дешевых актеров», не больше пяти простых декораций и запланировать ни одной сцены с массовкой. Смета должна была уложиться в 150 тысяч, а картина предполагалась немой.

Ромм, которому тогда было чуть больше 30-ти, решил рискнуть. Он экранизировал «Пышку» Ги де Мопассана, хотя сам никогда не бывал во Франции. Во время съемок в целях экономии в павильоне, где проходили съемки, отсутствовал пол, и было очень холодно. Кстати, одну из ролей в ленте сыграла «дешевая актриса» Фаина Раневская — для нее это был первый кинематографический опыт.

Спустя 21 год фильм озвучили.

   
   

«Ленин в Октябре» (1937)

Кадр из кинофильма «Ленин в 1918 году». 1939 г. Режиссер Михаил Ромм. В роли В.И.Ленина — Борис Щукин, в роли Василия — Николай Охлопков.

К 20-летию Великой Октябрьской революции был объявлен конкурс на лучший фильм о Ленине. До этого вождь мирового пролетариата «появлялся» в кино всего один раз — в немом «Октябре» Сергея Эйзенштейна. Но в эру звуковых фильмов нужна была новая лента про революцию.

Курировал конкурс лично Сталин, а в жюри заседали лучшие кинематографисты страны. В результате выиграл мосфильмовский сценарий, а режиссерское кресло занял Михаил Ромм. Поскольку тема была очень деликатной, а ответственность — огромной, Ромм решил в первую очередь показать личность Владимира Ильича, а уже потом — революцию. Со своей задачей артист справился — его ленту одобрил сам Сталин. Кстати, весь процесс производства картины занял меньше трех месяцев — невероятно короткий срок даже по современным меркам.

Как писали в зарубежной прессе, роммовский вождь вышел интересным и «симпатичным зрителю». А сам «Ленин в Октябре» стал одним из самых известных советских фильмов. В 1939-м вышла вторая часть дилогии Ромма — «Ленин в 1918 году».

«Девять дней одного года» (1962)

Алексей Баталов в роли Гусева в эпизоде из фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года», 1961 год.

В 1960-е, в период противостояния «физиков» и «лириков», Ромм рискнул и обратился к теме науки. Главными героями его ленты стали ученые-ядерщики, которые проводят эксперименты, несмотря на угрозу облучения.

Режиссер стремился сделать фильм достоверным, поэтому научным консультантом в «Девяти днях» стал Игорь Тамм — лауреат Нобелевской премии по физике (1958). Новаторская лента вызвала много споров, но невероятный успех в прокате доказал: в эпоху прогресса зрителей интересуют новые проблемы.

В ленте снялся весь цвет советского кино: Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Зиновий Гердт, Лев Дуров.

Смотрите также: