24 января 1901 года на свет появился Михаил Ромм — режиссер, ставший культовым уже при жизни. Он снял 17 художественных и документальных фильмов, стал лауреатом пяти Сталинских премий, а после себя оставил целую плеяду талантливых учеников, среди которых Григорий Чухрай, Василий Шукшин, Александр Митта, Андрей Тарковский, Никита Михалков.
Михаил Ромм — это человек-эпоха. Режиссер родился еще в Российской империи, умер в Советском Союзе, но многие темы, которые он затрагивал, актуальны до сих пор.
АиФ.ru предлагает вспомнить 3 знаковых игровых фильма мэтра.
«Пышка» (1934)
Однажды Ромма, тогда еще ассистента режиссера, вызвал директор и предложил сделку. Если Ромм напишет подходящий под его требования сценарий, то молодому кинематографисту дадут снять собственный фильм. Правда, условия были очень жесткими: на написание картины отводилось 2 недели, в ней разрешалось задействовать не больше десяти «дешевых актеров», не больше пяти простых декораций и запланировать ни одной сцены с массовкой. Смета должна была уложиться в 150 тысяч, а картина предполагалась немой.
Ромм, которому тогда было чуть больше 30-ти, решил рискнуть. Он экранизировал «Пышку» Ги де Мопассана, хотя сам никогда не бывал во Франции. Во время съемок в целях экономии в павильоне, где проходили съемки, отсутствовал пол, и было очень холодно. Кстати, одну из ролей в ленте сыграла «дешевая актриса» Фаина Раневская — для нее это был первый кинематографический опыт.
Спустя 21 год фильм озвучили.
«Ленин в Октябре» (1937)
К 20-летию Великой Октябрьской революции был объявлен конкурс на лучший фильм о Ленине. До этого вождь мирового пролетариата «появлялся» в кино всего один раз — в немом «Октябре» Сергея Эйзенштейна. Но в эру звуковых фильмов нужна была новая лента про революцию.
Курировал конкурс лично Сталин, а в жюри заседали лучшие кинематографисты страны. В результате выиграл мосфильмовский сценарий, а режиссерское кресло занял Михаил Ромм. Поскольку тема была очень деликатной, а ответственность — огромной, Ромм решил в первую очередь показать личность Владимира Ильича, а уже потом — революцию. Со своей задачей артист справился — его ленту одобрил сам Сталин. Кстати, весь процесс производства картины занял меньше трех месяцев — невероятно короткий срок даже по современным меркам.
Как писали в зарубежной прессе, роммовский вождь вышел интересным и «симпатичным зрителю». А сам «Ленин в Октябре» стал одним из самых известных советских фильмов. В 1939-м вышла вторая часть дилогии Ромма — «Ленин в 1918 году».
«Девять дней одного года» (1962)
В 1960-е, в период противостояния «физиков» и «лириков», Ромм рискнул и обратился к теме науки. Главными героями его ленты стали ученые-ядерщики, которые проводят эксперименты, несмотря на угрозу облучения.
Режиссер стремился сделать фильм достоверным, поэтому научным консультантом в «Девяти днях» стал Игорь Тамм — лауреат Нобелевской премии по физике (1958). Новаторская лента вызвала много споров, но невероятный успех в прокате доказал: в эпоху прогресса зрителей интересуют новые проблемы.
В ленте снялся весь цвет советского кино: Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Зиновий Гердт, Лев Дуров.
Смотрите также:
- «Убойные» сериалы и «национальные» фильмы. Лучшие работы А. Рогожкина →
- «Рай» Кончаловского: между чистилищем и адом →
- Владимир Полупанов: Кому «Оскара»? →