23 марта 1910 года, 110 лет назад, в Токио родился Акиро Куросава — один из самых известных и титулованных режиссеров Японии. Его карьера — если смотреть на неё из дня сегодняшнего — кажется простой и прямолинейной. Но это не совсем так. В юности Куросава пытался стать художником, но так и не смог поступить в колледж и оставил эту мечту. Обратился к кино — и несколько лет работал ассистентом у известного режиссера Кадзиро Ямамото, заодно изучая профессию. Правда, Куросава был не только ассистентом — за годы сотрудничества с Ямамото он сильно продвинулся по карьерной лестнице, отвечал за строительство декораций, поиск локаций, монтаж и был режиссером второй съемочной группы. А в 1941-м фактически сам снял фильм «Лошадь» (Uma) — пока его учитель и ментор был занят на другом проекте. В титрах, кстати, этот факт отражен не был.
К полностью самостоятельной работе Куросава пришел в 1943-м — в самый разгар Второй мировой войны. Его дебют, фильм «Гений дзюдо», был по-настоящему авторским: Куросава сам написал сценарий по роману Цунэо Томиты и сам поставил эту экранизацию, которая была принята зрителями очень благосклонно — через пару лет было выпущено продолжение истории этого исторического боевика о боевых искусствах. Правда, выход на экраны этой картины осложняла война — цензоры сочли фильм слишком «американо-британским», и он вышел в прокат лишь благодаря ходатайству исполнителя главной роли, актера Дэндзиро Окоти.
Вообще первые годы творчества были для Куросавы весьма плодотворными. Уже к 1950 году в его режиссерской фильмографии было десять фильмов — треть от общего числа снятых им за полувековую карьеру картин. Но в 1950 году случился «Расёмон» — и Куросава внезапно прославился во всем мире.
«Расёмон», 1950
Экранизация рассказа Рюноскэ Акутагавы «В чаще» (название фильм получил от рассказа этого же писателя «Ворота Расёмон») получилась очень дешевой: $250 тысяч, всего несколько персонажей и три локации. Кинокомпания Daiei и согласилась на этот проект из-за его дешевизны. Впрочем, в прокате «Расёмон» хитом не стал, хотя критики были в восторге от примененного Куросавой приема — рассказа одной истории с четырех точек зрения. Фильм даже получил пару кинонаград, но потом его отобрали для Венецианского кинофестиваля (в кинокомпании предлагали другую картину), где режиссера и его работу ждал настоящий триумф: Куросава получил «Золотого льва», а заодно и приз от итальянских кинокритиков. Награды, впрочем, на этом не закончились — уже в следующем году «Расёмон» был номинирован на британскую премию BAFTA, получил две номинации (правда, технические) на «Оскар» и стал обладателем почетного приза Американской киноакадемии как лучший фильм на иностранном языке (сейчас это приз за лучший иностранный фильм). Кроме всего прочего, «Расёмон» открыл Японию для Запада как страну, в которой снимают кино — и очень хорошее.
«Семь самураев», 1954
Ко времени начала работы на этим фильмом Куросава уже получил все возможные награды за «Расёмон», но именно «Семь самураев» сделали его культовым режиссером не только Японии, но и всего мира. Замысел картины сильно изменился в процессе написания сценария: Куросава поначалу собирался снять обычное историческое кино жанра «дзидайгэки» (это традиционная костюмная драма о самураях, действие которой разворачивается в Японии до начала эпохи Мэйдзи — то есть до 1860-х годов). Он обдумывал сюжет про один день из жизни самурая, но потом ему на глаза попалась история про крестьян, которые наняли ронинов, самураев, оставшихся без сюзерена, для защиты от бандитов — и получился архетипичный сюжет, который одинаково легко подошел и для Японии периода Эдо, и для американского Дикого Запада конца XIX века. «Семь самураев» до сих пор входят в различные рейтинги лучших фильмов, а сюжетная завязка из него многократно использовалась в кино и на телевидении. Самый яркий пример — вестерн «Великолепная семерка» Джона Стерджеса. Впрочем, следы сюжета фильма Куросавы находят и в «Звездных войнах» Джорджа Лукаса, и даже в мультфильме «Приключения Флика».
«Три негодяя в скрытой крепости», 1958
Но если вспоминать о Джордже Лукасе в контексте творчества Акиры Куросавы, то «Три негодяя», пожалуй, повлияли на «Звездные войны» сильнее «Семи самураев». Конечно, Лукас вдохновлялся в целом жанром «дзидайгэки» (отсюда слово «джедай» как название ордена рыцарей-миротворцев), но история про путешествие группы малознакомых людей по вражеской территории с ценным грузом и принцессой очень похожа на сюжет самого первого фильма лукасовской франшизы — «Новой надежды» 1977 года. Правда, отличий у «Звездных войн» и «Трех негодяев» оказалось всё же много, так что права на ремейк Лукасу приобретать не пришлось.
«Телохранитель», 1961
А вот итальянский режиссер Серджио Леоне избежать суда с Куросавой и его кинокомпанией не сумел. Сюжет его спагетти-вестерна «За пригоршню долларов» — первой части «долларовой трилогии» — оказался полностью скопирован с «Телохранителя»: ронин стравливает между собой две банды и спасает жителей небольшого города от набегов бандитов. Леоне удалось договориться с Куросавой — не за пригоршню долларов, конечно, а за долю со сборов и за права на прокат в Японии и других странах Азии. Любопытно, кстати, что при написании сценария Куросава вдохновлялся произведениями как раз американского автора — «Стеклянный ключ» и «Кровавая жатва» Дэшила Хэммета. Правда, у «Стеклянного ключа» (даже в виде фильма 1942 года) не было и сотой доли той популярности, что выпала на долю «Телохранителя» (и «За пригоршню долларов»), но так часто бывает, что невольные — или специально сделанные — ремейки оказываются значительно известнее оригиналов.
«Дерсу Узала», 1975
К русской литературе Акира Куросава обращался часто и охотно. Он снимал экранизации «Идиота» Достоевского, рассказа Толстого «Смерть Ивана Ильича» (фильм «Жить»), пьесы Максима Горького «На дне». Но эти фильмы были очень свободными толкованиями известных сюжетов — с заменой персонажей на японцев и с действием, происходящим в японских реалиях. Иным был совместный японо-советский фильм — экранизация произведений русского путешественника Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Это был первая картина Куросавы не на японском языке. В фильме снимались советские актеры, а сценарий помогал писать писатель Юрий Нагибин. Фильм получился весьма удачным и собрал множество наград — среди них Золотой приз IX Московского кинофестиваля и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Следует отметить, что с персональным «Оскарами» Куросаве долго не везло. Его картины награждали, а вот первую режиссерскую номинацию он получил только в 1985 году за историческую драму «Ран», но остался без приза (его получил Сидни Поллак за фильм «Из Африки»). Лишь в 1990-м — за три года до выхода последнего фильма Куросавы и за восемь лет до его смерти — Американская академия решила вручить ему почетный «Оскар» — за достижения в кино, которые «вдохновляли, восхищали и развлекали мировую аудиторию и оказывали влияние на режиссеров всего мира».
Смотрите также:
- Есенин, роботы и декабристы. Какое кино будем смотреть в ближайшие годы? →
- Ремейк ремейком погоняет. Лучшие фильмы о «великолепной семёрке» →
- «Чужой», «Бегущий», твой. Лучшие фильмы Ридли Скотта →