Сегодня день рождения у легендарной исполнительницы партии Жизель в одноименном балете Ольги Спесивцевой. Она танцевала на сцене Мариинского театра и гастролировала с труппой Дягилева, работала в «Гранд-Опера». Но после своего головокружительного успеха больше двадцати лет провела в психиатрической больнице для бедных в Штатах, где о ее прошлом никто не знал, а вместо имени и фамилии балерине лишь присвоили номер — 360446. Если бы не американский танцовщик Дейл Ферн, который однажды увидел изящную Ольгу в образе Жизель на фото и загорелся идеей отыскать ее, последние годы Спесивцевой прошли бы все в той же лечебнице для душевнобольных. Однако он сделал все, чтобы вернуть артистку к нормальной жизни: часто навещал ее и за несколько лет общения написал коллеге более трех тысяч писем. В конце каждого из них всегда стояла фраза «С любовью, друг мой Ольга». Когда состояние балерины улучшилось, ее перевезли на ферму для эмигрантов, организованную дочерью Льва Толстого Александрой недалеко от Нью-Йорка. Там, в возрасте 96 лет и умерла Спесивцева.
Трагическая судьба танцовщицы не единственная в своем роде. Кому еще из артистов балета пришлось столкнутся с нищетой и забвением, рассказывает АиФ.ru.
Вацлав Нижинский
Когда-то, будучи участниками труппы Сергея Дягилева, Нижинский и Спесивцева вместе выступали на одной сцене. И если Ольга была приглашенной артисткой, то Вацлав в команде известного антрепренёра находился на особом положении. С открывшим его талант Дягилевым Нижинского связывал страстный роман.
Занимать место фаворита было с одной стороны выгодно, ведь основатель «Русских сезонов» всегда щедро одаривал своих протеже, всячески старался дать им образование и даже следил за их внешним видом. С другой — «забота» антрепренёра дорого обходилась Вацлаву. В жизни его любовник был натурой ревнивой, вспыльчивой, а местами даже мстительной (но об этом он узнает уже после расставания с Дягилевым). Тем не менее вместе они создавали невероятные шедевры на сцене. Публика искренне восхищалась Нижинским, его физическими данными и абсолютно не догадывалась, что за этим красивым, подтянутым телом скрывался человек с хрупкой психикой.
Увы, успех не всегда сопутствовал артисту балета, а свои неудачи он сильно переживал. Одним из ярких провалов Нижинского не только как танцовщика, но и как постановщика стала премьера «Весны священной» на музыку Игоря Стравинского. Буквально через несколько минут после начала постановки публика в театре взбунтовалась. Зрители оказались не готовы ни к музыке, ни к хореографии, которую увидели со сцены. Спектакль даже пришлось остановить, а потом начать заново.
В 1913 году, когда вся труппа, кроме самого Дягилева, отправилась на гастроли в Южную Америку, Вацлав совершил ошибку, которая навсегда разорвал его связь с основателем «Русских сезонов». Он внезапно женился на своей поклоннице Ромоле Пульски. Узнав об этом, Сергей тут же выгнал фаворита из труппы, лишил его денег и нашел себе другого любовника. Все это отразилось на душевном здоровье танцовщика, который попал в психиатрическую больницу.
В конце своей жизни Дягилев сменил гнев на милость и даже загорелся идеей вернуть на сцену некогда легендарного Нижинского, однако тот уже был не в состоянии это сделать: «В раскрытую дверь я увидел лежавшего на очень низком широком матрасе полуголого человека: в распахнутом халате и в одних носках. Нижинский лежал, вытянув скрещенные ноги (в такой позе он оставался и при нас), то расцарапывая до крови ноги, то играя манерными кистями рук», — вспоминал свой визит к Вацлаву последний фаворит антрепренёра Серж Лифарь. От некогда одной из ярких звезд «Русских сезонов» ничего не осталось.
Александр Годунов
Наряду с Михаилом Барышниковым и Рудольфом Нуреевым Александр стал одним из тех, кто в свое время решил бежать из Советского Союза в поисках лучшей жизни, хотя на родине у него все складывалось более чем удачно. Танцовщику давали ведущие партии в Большом театре, а в 1976 году Годунов получил звание «Заслуженный артист». Его приглашали сниматься в кино, а рядом, рука об руку с ним, шла коллега по цеху — красавица Людмила Власова.
От всего этого Александр решил отказаться, когда поехал на гастроли с труппой Большого в Нью-Йорк. Он просто вышел из отеля и больше не вернулся. Первой тревогу забила его жена. Сотрудникам КГБ, которые сопровождали артистов балета в каждой заграничной поездке, понадобилось не так много времени, чтобы понять — на одного беглеца стало больше. Естественно, тут же было принято решение срочно вывезти из Штатов Власову. Но тут уже вмешались американские власти. Самолет, на борту которого находилась Людмила, задержали, вот только балерина отказалась покидать воздушное судно. В отличие от мужа она не собиралась оставаться в США. Американские спецслужбы не верили в искренность намерений танцовщицы, поэтом целых три дня удерживали самолет, пока не убедились в том, что балерина уезжает в Советский Союз добровольно, а не по принуждению.
Новость об отъезде Власовой сильно расстроила Годунова, но времени на душевные терзания у него не было. Это в Советском Союзе у танцовщика была хорошая работа и крыша над головой, а в Штатах пришлось начинать все с нуля. Александра «приютил» Американский театр балета, где труппой руководил другой известный «беглец» — Михаил Барышников. Увы, талантливым танцовщикам не удалось сработаться вместе, и вскоре Годунову пришлось уйти. Он создал свою собственную команду, но успеха не добился и переключился на кино. Однако там ему предлагали преимущественно второстепенные роли.
Построить головокружительную карьеру на Западе у Александра не получилось, а вот испортить отношения с родными и собственной женой — очень даже. Кстати, Власова после дистанционного развода с супругом снова вышла замуж, а вот Годунов устроить личную жизнь не смог. В 45 лет его нашли мертвым в квартире. Ходили разные слухи по поводу его смерти — депрессия, алкоголизм, даже спланированное убийство. Но ни одна в итоге не подтвердилась. Прах танцовщика развеяли над океаном.