«Прости меня, Люся!» Недолюбившая Людмила Целиковская

«Беспокойное хозяйство», 1946 год. © / Кадр из фильма

Она ушла в 72 года. Последнее время тяжело болела, неизлечимый диагноз от нее скрывали, но, скорее всего, Целиковская о нем догадывалась. Она была не только талантливой и красивой актрисой, но и умной, проницательной женщиной.

   
   

Любимым афоризмом, словно девизом жизни, стали для нее слова Кафки: «Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно».

Маленькая Люся. Фото: Public Domain

Дочь оперной певицы и регента церковного хора Людмила Целиковская тоже могла бы связать свою жизнь с музыкой. Мать ее признавалась: «С Люськой так легко! Встанет утром и поет, поет...» Еще в детстве «Люська» поняла, что хочет быть актрисой. Переодевшись нищенкой, ходила с подружками-пионерками по улицам. А в сороковые уже была любимицей зрителей, кумиром тех, кто воевал и ждал...

На фронтах Великой Отечественной красноармейцы поднимались в бой со словами: «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!» Девушки стремились быть похожими на актрису с лучистыми глазами: делали «шестимесячную завивку», выщипывали брови. И даже плакали, «как Целиковская»... Мужчины наперебой предлагали ей руку и сердце. Но оно у актрисы всегда было занято. Пять раз она выходила замуж. И каждый последующий брак был длиннее предыдущего.

Казалось, за ней сломя голову бежали слава, успех, признание. И безграничное семейное счастье. О котором мечтает каждая женщина. А судьба испытывала ее, как могла.

В 19 лет избранником студентки театрального училища стал однокурсник. Затем — неизвестный писатель. Во время войны молоденькая Целиковская начала сниматься с уже знаменитым Михаилом Жаровым, который был на 20 лет старше нее. И оба тут же влюбились.

Ей — 23, ему — 42, у обоих семьи. Актриса второй раз замужем, но обманывать супруга, писателя Бориса Войтехова, не хочет и пишет ему: жить без Жарова не могу. В ответ оскорбленный муж забрасывает ее угрозами: «Берегитесь! Ждите беспощадности!» Когда связь с Целиковской обнародовал для своей жены Жаров, началось и вовсе что-то страшное. Здоровье Михаила Ивановича не выдержало, и он на полтора месяца попал в больницу.

   
   
Михаил Жаров и Людмила Целиковская. Фото: Public domain

Невыносимое счастье

Спустя много лет Целиковская назовет первые два замужества ошибками молодости, о Жарове же всегда будет отзываться тепло: «Он любил меня больше всех... А я больше всех любила Алабяна».

Скрывать романы было не в характере Людмилы Васильевны. Нет, пожалуй, ее нельзя было назвать чересчур влюбчивой, ветреной. Скорее — честной. По отношению к себе. И мужчинам. Возраст неумолимо приближался к отметке 30. Блестящей карьеры для полного счастья было мало: ей хотелось стать матерью. А родить от Жарова не получилось. Добавили волнений и творческие проблемы. Пока она снималась в «Воздушном извозчике», ее отчислили из театра им. Вахтангова. К тому же Иосиф Виссарионович самолично вычеркнул ее из списка на Сталинскую премию. Всю съемочную группу фильма Эйзенштейна «Иван Грозный» представили к высокой награде. А о роли Анастасии в исполнении Целиковской Сталин сказал: «Царицы такими не бывают!»

«Иван Грозный», 1944 год. Кадр из фильма

— С Жаровым они прожили счастливо 5 лет, — рассказывал мне в интервью сын Людмилы Целиковской Александр Алабян. — Но к моменту знакомства с моим отцом (главным архитектором Москвы Каро Алабяном, — Ред.) их брак, можно сказать, был на исходе. Художник и архитектор, заядлый театрал, он дружил с Рубеном Симоновым, тогда еще простым артистом «Вахтанговского», который и представил ему Людмилу Целиковскую.

При следующей же встрече Алабян взял ее руку, внимательно рассмотрел линии на ладони и улыбнулся: «А знаете, вы будете моей женой». Больше они не расставались. Тогда как Михаил Жаров был безутешен. Он не мог смириться с мыслью о разрыве. Говорили, даже пытался подкупить неверную жену черным жемчугом, отвалив за него чемодан денег. 

— Может, и пытался, но что-то я этого жемчуга не видел, — рассмеялся Александр Карович. — К сожалению, безоблачной жизнь родителей была недолго. Вскоре после свадьбы Каро Семенович попал в немилость к Берии. Отец руководил строительством советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке, потом много ездил по миру. Вернувшись домой, предложил расселять клоповники и строить не очень дорогое, но нормальное жилье. Правительство же хотело удивить мир сталинскими высотками. В присутствии Берии Алабян доказывал, что все это показуха. Его обвинили в космополитизме, сняли с высоких постов. И тогда папа встал перед мамой на колени: «Прости меня, Люся. Если б я мог представить, что такое произойдет, никогда не посмел бы жениться на тебе».

Людмила Целиковская за приготовлением обеда. 1955 год. Фото: РИА Новости/ Василий Малышев

От ареста Каро Алабяна спас его друг Анастас Микоян. Во время Гражданской войны Алабян вынес раненого Анастаса Ивановича из боя. А теперь Микоян вручил ему билет до Еревана: «Уезжай, тогда о тебе все забудут».

Целиковская никогда не упрекала Алабяна. Они зажали в кулаке свои чувства, продолжали жить дальше. А спустя пару лет, когда стало невмоготу, написали письма в правительство. В 1953 году семье дали квартиру, Алабяну — работу. Казалось бы, жизнь налаживалась. Но вдруг свалилась новая беда: сын заболел полиомиелитом.

— Мама бросила театр, кино. Всю себя отдавала борьбе за мою жизнь. И лишь через много лет узнала, насколько это страшный диагноз. Узнала б раньше — выбросилась бы с балкона, признавалась она. К счастью, у меня оказалась редкая форма, которую удалось вылечить... А в 1959 году от рака легких умер отец, всю жизнь дымивший как паровоз.

От любви до ненависти

Целиковскую тогда поддержали Микоян и Любимов. Юрий Петрович был влюблен в Людмилу Васильевну еще со времен учебы в Щукинском. Скоро они стали жить вместе. Отношения продолжались почти 20 лет. Но официально они их так и не оформили.

Юрий Любимов и Людмила Целиковская. Фото: www.globallookpress.com

— «Подружиться» с новым мужем мамы мне не удалось. По-моему, Любимов был довольно эгоистичным человеком, по-настоящему любившим только себя. Даже с сыном Никитой (от первого брака, — Ред.) он не был близок... Но их жизнь с мамой, безусловно, была насыщенной и интересной. К нам приходили Пастернак, Высоцкий, Бакланов, Можаев, Вознесенский, Евтушенко, Федор Абрамов, Борис Васильев, Петр Капица. В доме фактически рождалась «Таганка». Хотя это, конечно, было непросто. Помню, «наверху» собирались запретить очередной его спектакль и вызвали на ковер. Мама ждала дома, нервничала. Наконец не вытерпела: позвонила в секретариат высокого начальства и попросила соединить с Любимовым. А потом нарочито громко сказала, чтобы было слышно чиновникам: «Юрий, не унижайся! Пошли его к чертовой матери и немедленно домой! И купи по дороге можайского молока».

В результате самой актрисе перестали давать роли в театре, не приглашали в кино. А слухов о романах Любимова меж тем становилось все больше.

— Мама отдала Любимову прекрасные годы жизни. А он в одночасье оставил ее ради молоденькой и, когда мама умерла, даже не пришел на похороны. Хотя только из-за него она так и не стала народной артисткой СССР. Театр несколько раз подавал на звание, но было мнение: раз в гражданском браке с Любимовым, ходу не давать. Они не скандалили, не выясняли отношений. Просто однажды она сказала: «Уходи». И потом уже не вспоминала. Ни плохим словом. Ни хорошим. Лишь незадолго до смерти призналась: «Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой. А я упрямая...» Однажды Любимов сказал: «Когда мы разойдемся, у тебя в доме будет праздник». Праздник продолжается до сих пор.

В конце жизни она выписала из книги Астафьева: «Теперь я знаю: самые счастливые игры — недоигранные, самая чистая любовь — недолюбленная». Настоящая звезда экрана, Целиковская экономила на продуктах, чтобы починить машину или купить новые туфли взамен старых; моталась за дешевыми стройматериалами для ремонта сарая и по автосервисам в поисках деталей для замены сцепления.

— При этом ей никто никогда не помогал. А она заставляла уважать себя. В конце сороковых ее и еще одну артистку пригласили в особняк Берии «посмотреть кино». «И мы, дурочки, пошли», — смеялась потом Людмила Васильевна. После фильма к ним стали приставать. Целиковская недолго думая врезала заму Берии Кобулову по «оливковой роже» и побежала к выходу. Бежит и боится: сейчас начнут стрелять. Но ее не тронули. Думали: раз посмела замахнуться на такого человека, может, Сам покровительствует. А вот вторая актриса осталась в особняке и спустя несколько лет попала в лагерь.

Николай Плотников в роли Камшатова и Людмила Целиковская в роли Пасхаловой в спектакле по пьесе Леонида Зорина «Коронация». 1969 г. Фото: РИА Новости

Людмила Васильевна хорошо готовила, любила собирать и мариновать грибы, мастерски играла в теннис и азартно — в карты. Могла за час сварить обед, за вечер связать свитер. Быстро найти денег, добиться приема у чиновника. Она обожала полевые цветы, переводила с английского. И самыми важными достижениями жизни считала рождение сына и постройку дачи.

Только однажды Людмила Целиковская позволила себе сказать вслух, что не была избалована судьбой. То, что хотела, сыграть не довелось. А мужа, который продвигал бы в профессии, не было. Все лучшие роли — в музыкальных комедиях  «Антон Иванович сердится», «Близнецы», «Сердца четырех», «Воздушный извозчик» и «Беспокойное хозяйство» — Целиковская сыграла в начале карьеры.

— Пока могла, мама выходила на сцену. И, несмотря ни на что, оставалась оптимисткой. До конца своих дней. 

Могилы Людмилы Целиковской и Каро Алабяна на Новодевичьем кладбище Москвы. Фото: Commons.wikimedia.org/ Bogdanov-62