Положительный персонаж. После роли Ленина Лаврову не давали играть злодеев

Кирилл Лавров. © / www.russianlook.com

Кирилл Лавров — признанный мастер сцены и кинематографа. Друзья, коллеги, знакомые, да просто встреченные им раз в жизни люди отзывались о нём только положительно. Почему? Да потому что человек он был такой — положительный, интеллигентный, сдержанный. И роли Лаврову доставались такие же.

   
   

Особенно в советское время, особенно после того, когда Кирилл Лавров впервые примерил на себя костюм Владимира Ильича Ленина. И, кстати, сам Кирилл Юрьевич никогда не стыдился подобного факта в своей биографии, а, напротив, говорил, что видит в Ленине одного из ярчайших персонажей нашей истории.

Кадр из кинофильма «Доверие». В роли В. И. Ленина — актёр Кирилл Лавров. 1975 год

А началась вся эта лавровская «лениниана» ещё в 1958 году. Тогда режиссёр Николай Лебедев работал над картиной «Андрейка». Кирилл Лавров играл в ней агента Временного правительства, которому поручили… убить Ленина. Лавров тщательно готовился к этой роли, уже загримировался и готовился выйти на съёмочную площадку, как вдруг в гримёрку зашёл Лебедев. Он взглянул на загримированного Лаврова, усмехнулся и в шутку сказал: «Да, Кирилл, играть тебе теперь Ленина». И действительно, после этого Ленина Кирилл Лавров сыграл не раз.

Кирилл Лавров в фильме «Преферанс по пятницам», 1984 год 

Правда, после роли вождя мирового пролетариата артиста приглашали играть в основном положительные роли, о чём Кирилл Юрьевич даже немного жалел. Но однажды, в 1984 году, смелый режиссёр предложил Лаврову сыграть в криминальной ленте «Преферанс по пятницам» роль не вождя, не партработника и даже не позитивного рабочего, а криминального дельца. Когда картина вышла на экраны, советское начальство возмутилось: «Как так? Играл Ленина, а тут — на тебе, настоящий криминал! Да ещё и уважаемому артисту наколки пририсовали». Когда советскому начальству сообщили, что наколки никто Лаврову не рисовал, что они, так сказать, принадлежат лично ему и не смываются, все вопросы начальство переадресовало артисту. Лавров ничуть не смутился, а просто сообщил: «Вы знаете, поскольку я актёр, я играю разных людей — и хороших, и плохих».

Сам Кирилл Лавров всю свою жизнь старался быть «хорошим персонажем», но иногда позволял себе вполне безобидные «проказы». Однажды он зашёл в театре за кулисы. Шёл спектакль, в котором актёр занят не был. В этот момент на сцене, по сюжету, у знаменитого режиссёра, которого играл Ефим Копелян, толпа поклонников брала автографы. Лавров, не долго думая, вышел из-за кулис, втиснулся в «толпу», подошёл к Копеляну и тоже попросил автограф. Актёр еле сдержался от смеха, увидев Кирилла Юрьевича с бумажкой и ручкой перед собой. Сразу после этой импровизации Лаврова вызвали на ковёр к начальству. Сам Товстоногов отчитал его так, что актёр больше никогда не позволял себе подобных вольностей и вёл себя исключительно профессионально во время рабочего процесса.

Сцена из спектакля Артура Миллера «Воспоминание о двух понедельниках». В роли Ларри — артист Кирилл Лавров, Гус — Георгий Семёнов, Кеннет — Владислав Стржельчик (справа налево). Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького (ныне Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова), 1960 год. Фото: РИА Новости/ Мирослав Муразов

Но тут надо заметить, что актёрский профессионализм в себе Кирилл Лавров воспитывал сам — актёрских институтов он не заканчивал. Хотел — ведь отец был народным артистом СССР, мама зачитывала классику, спектакли на радио. Но началась война. В 1943-м Лаврову было 17, он собрал сумку и отправился в военкомат — записываться на фронт. Но его вместе с Астраханской военно-авиационной школой механиков отправили в Усть-Каменогорск. Там Кирилл Лавров и получил своё первое образование в этой самой военно-авиационной школе, затем работал техником, а потом, спустя пять лет, на 180 градусов поменял свою жизнь. Пришёл в Киевский академический театр русской драмы имени Леси Украинки, добился встречи с главным режиссёром Константином Хохловым и попросил его прослушать. После этого прослушивания Кирилла Лаврова пригласили в труппу театра.

Дальше был переезд в Ленинград, Лаврова пригласили в БДТ. И не просто пригласили, сам Товстоногов его позвал. Кстати, знаменитый режиссёр потом постоянно следил за творческим развитием Кирилла Лаврова. Как-то пригласил его к себе в кабинет и сообщил: «Кирилл, в кино вы стали играть слишком однотипные роли. Вам непременно нужно сыграть кого-то другого».

   
   
Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата. Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», 2005 год

И он играл, от ролей редко отказывался, да и плохих ролей Кириллу Лаврову в основном не предлагали. Единственный раз он искренне пожаловался, сказал, что жалеет о том, что сыграл в кино, признался, что поддался на уговоры Александра Абдулова, который хотел сделать хороший фильм, но в итоге получилось что-то не то. Вообще, в 2000-е он уже редко снимался. Последний раз — у Владимира Бортко в роли Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите». После хотел играть, а уже больше не мог — тяжёлая болезнь подкосила. Кирилла Лаврова пытались спасти лучшие светила нашей медицины, дочь была для него донором костного мозга, но борьба со смертью не увенчалась успехом. После сложной операции Кирилл Лавров прожил всего полгода.

Смотрите также: