Весной, после начала СВО на Украине, на Западе прокатилась волна отмен концертов русской классики. Но отменяли не все и не везде. Кто из наших композиторов и почему попал в опалу?
По мнению известного искусствоведа, телеведущего Артёма Варгафтика, руководителей концертных залов в Европе напугала не вся русская классика как таковая, а конкретная увертюра Чайковского «1812 год», так как эта музыка имеет явно военизированный контекст — с грохотом барабанов и пушечной пальбой.
«В основе этих решений лежала паника, — уверен Варгафтик. — Люди не знали, как себя вести, не понимали, как реагировать на происходящее. А первая паническая реакция — это, как правило, “давайте запретим на всякий случай, чтобы, не дай бог, нас в чем-то не обвинили”».
Одной из первых, по словам Варгафтика, «под раздачу» попала увертюра Чайковского «1812 год». «Потому что она с барабанами, с пушечной пальбой, очень громкая. Да еще и про победу России в войне 1812 года. Поэтому ее снимали, чтобы никто не воспринял это как выражение той или иной политической позиции”».
Но такие ассоциации «1812 год», уверен эксперт, вызывает только у нас и европейцев. В американской исполнительской филармонической традиции эта увертюра Чайковского — популярнейшее произведение. «Оно играется везде, в каждом городе, где есть оркестр, — объясняет искусствовед. — И оно обязательно при праздновании Дня независимости Соединенных Штатов 4 июля. Можете посмотреть по сайтам любых американских оркестров, начиная от столичных и заканчивая самыми удаленными уголками, на 4 июля, в репертуар праздничных концертов она обязательно входит. Потому что у американцев она ассоциируется с победным настроением. Для них война 1812-го года, которая была в далекой Европе, вообще ничего не значит. А вот духоподъемная музыка Чайковского им ужасно нравится. Естественно, в этом произведении они не опознают ни “Марсельезу”, ни русские молитвы, ни “Боже, царя храни”. Им важен общий настрой. И даже нынешним летом эта увертюра в США 4 июля звучала».
«Сегодня в Европе вовсю исполняются “1812” и другие произведения русской классики, — продолжает Варгафтик. — Если вы посмотрите текущий филармонический репертуар в той же Франции, уже не говоря про Штаты — там снова Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский. Потому что народ все равно будет требовать “Щелкунчика” на Рождество и далее по списку. Этой музыке просто нет альтернативы. И место, которое занимает русская классика в мировом репертуаре, незыблемо».